КомментарийКультура

Зона розового дискомфорта

«Барбиленд» как история тоталитарного общества

Зона розового дискомфорта

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

Вне всяких сомнений, фильм Греты Гервиг — главное событие сезона для индустрии.

Разумеется, рекордными кассовыми сборами (330 миллионов долларов за первый уикенд) фильм обязан беспрецедентной маркетинговой кампании. Более 100 коллабораций с различными брендами: барби-бургеры в Burger King, барби-одежда, барби-обувь, барби-посуда, свечки с запахом домика Барби… Есть и коллаб с AirBNB, через который можно снять домик Барби в Малибу. Песня Билли Айлиш, наконец…

Даже в России, где пиратская версия фильма появится не раньше осени, Google взрывается розовыми салютами при запросе фильма или его создателей.

Но несмотря на рекламный размах, «Барби» — это авторское кино, снятое ведущей представительницей независимого кинематографа Гретой Гервиг, остроумная сатира на тему гендерного неравенства, драма о невыносимости совместного существования, когда в паре один — ВСЁ, а другой «просто Кен». О том, как мучительно и глупо быть «просто идеальной», существовать в выдуманном розовом мире, ведь однажды придется повстречаться с реальностью.

Как актриса Грета Гервиг известна по фильмам «Милая Френсис», «План Мэгги», «Гринберг», как режиссер она сняла «Леди Берд» и «Маленьких женщин», за что была номинирована на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA.

Кстати, Грета — всего лишь пятая женщина в истории престижного «Оскара», номинированная за режиссуру.

Соавтором сценария стал Ноа Баумбах — лауреат «Оскара» за «Брачную историю» и гражданский муж Гервиг, вместе с которым они сделали не один фильм.

История начинается с пролога (пародии на «Космическую Одиссею» Кубрика), в котором нам рассказывают о том, что в былые времена девочки всегда играли с куклами-дочками (воспитывая в себе материнский инстинкт), а потом появилась… Барби!!! — красотка-блондинка с идеальной фигурой, макияжем, меблированным домиком, машиной и бойфрендом. Барби стала не дочкой, а подружкой.

И постепенно стала навязывать девочкам недостижимые стандарты красоты. В прологе мы видим эту самую идеальную Барби, которую идеально воплощает (даже не играет) Марго Робби. Ее героиня — «стереотипная Барби», воплощение идеала, душа и украшение Барбиленда, населенного множеством разных Барби. Здесь и Барби-президент, и Барби-адвокат, и даже Барби — нобелевская лауреатка. Есть Барби черные, есть бодипозитивные. На любой вкус! Самые разнообразные. Есть даже «депрессивная Барби».

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

И у всех есть какие-то профессии (кукольная индустрия стремительно развивается, отвечает вызовам и запросам времени). А Марго вроде и главная, но «стереотипная», она просто красотка… И однажды на вечеринке с танцами она неожиданно задумается о смерти и смысле жизни. Да, ее создали не для того, чтобы думать, но ей больше не хочется быть просто пластмассовой красоткой, ей зачем-то важно быть личностью, пусть даже не идеальной.

И тут Барби замечает, что у нее появился целлюлит, а ножка, всегда приподнятая под каблучок, вдруг стала плоской — как у простых людей. И тогда «странная Барби» — кукла, которую сломали, но не сломили, — показывает нашей Барби дорогу в реальный мир. Туда и отправляется «стереотипная Барби» в поисках девочки, которая с ней играла. А вместе с Барби увязывается Кен, ведь куда она — туда и он, без нее он кто? Никто. И в конце концов, он любит ее, а что ему еще остается? Ведь никакая девочка не будет играть в Кена без Барби, без Барби он не нужен никому. Он просто часть ее мира, ее интерьера.

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

В роли «стереотипного Кена» — великолепный Райан Гослинг: пресс кубиками, загорелое тело, он и живет на пляже (домик есть только у Барби, Кену он не положен), работает тоже на пляже (хотя никакой работы у него нет). И на свидании с Барби он понятия не имеет, что с ней делать. Кенов в Барбиленде тоже много, внешне они разные, но по сути все одинаково бессмысленные. И вот Барби с Кеном оказываются в реальном мире, где Кен находит методичку про патриархат, осознает, что тут на самом деле главные — мужики, и решает во что бы то ни стало переделать розовый мир в мужской — «просветить» всех Кенов и самоутвердиться в роли лидера. Барби, напротив, увидит реальный «мужской» мир, без розовых очков.

Так и начнется гендерная борьба за власть в Барбиленде — Барби против Кенов — с использованием всех возможных манипуляций и даже фальсификации результатов голосования за поправки в Конституцию.

А значит, и борьба героев за право не быть «стереотипными», за обретение собственной личности, своего «я».

«Барби» — комедия, остроумная и оригинальная, в зале смеются. Но в какой-то момент становится понятно, что история совсем не смешная. И по сути, это драма людей, которые привыкли жить в искусственном мире с множеством навязанных стереотипов, не имеющих отношения к реальности. И этот мир абсолютно тоталитарен и управляем (разумеется, ни о какой демократии в розовой стране и речи нет), а массовые производители девочкиных розовых идеалов — это скучные возрастные мужчины в серых костюмах (в руководстве компании-производителя Mattel нет ни одной женщины). Они создают мир, в котором нет никаких проблем, потому что ну какие проблемы у розовых кукол? Когда Барби встретится со своей девочкой, та назовет ее порождением фашистского капиталистического режима и обвинит в навязывании недостижимых стандартов красоты.

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Барби». Источник: Кинопоиск

Фильм профинансирован Mattel, и в такой репрезентации компании есть много самоиронии, помноженной на коммерческий расчет, ведь самоирония — это репутационный плюс, а значит, увеличение прибыли. Продажи кукол стопроцентно возрастут, и будет интересно проследить, каких кукол станут покупать охотнее: президенток, писательниц или красоток с тонкой талией и идеальной грудью. Не исключено, что актуализация Барби спровоцирует возврат моды на традиционную, пошатнувшуюся в фем-битвах женственность.

Как бы то ни было, фильм рекомендуется смотреть всем девочкам, девушкам и женщинам, независимо от того, играли они в Барби или нет. Барби — не ролевая модель и не эталон. В фильме представлено множество самых разных барби-типажей, потому что «нет единственного способа быть Барби» — так заявила Марго Робби руководству Mattel на обсуждении проекта. Так что в какой-то мере «Барби» — гимн феминизма, но также гимн гуманизма и толерантности.

Казалось бы, «Барби» — детское кино, но нет, залы переполнены женщинами разных возрастов.

Фильм же не про кукол. Он о том, что не существует ни идеальных миров, ни идеальных людей.

И не стоит прекраснодушно их себе сочинять — удары судьбы будут только больнее. В финале фильма Барби сменит каблучки на сандалии Birkenstock — тоже, наверное, product placement, но Birkenstock не стал выпускать барби-коллекцию, ведь большинству женщин после этого фильма и так захочется отказаться от нарядных розовых каблучков в пользу удобных casual-сандалий.

Елена Слатина

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow