КомментарийПолитика

РПЦ против «личных амбиций»

«Полусобор» в Троице-Сергиевой лавре «анонимно» осудил пригожинский мятеж, поддержал участников СВО и проанонсировал глобальный раскол

РПЦ против «личных амбиций»

Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Фото: священник Игорь Палкин

Глава РПЦ впервые публично высказался о природе пригожинского мятежа — правда, следуя кремлевскому суеверию «не упоминать всуе имя врага». «В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России, — сказал Кирилл, обращаясь к участникам Архиерейского совещания в Троице-Сергиевой лавре 19 июля. — В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции». Патриарх видит долг подведомственного ему духовенства в том, чтобы не позволять пастве в любой форме поддерживать какие-либо мятежи и протесты, которые он назвал «делами тьмы». В общем, любое несогласие с несправедливостью или даже преступлениями власти должно подавлять смирением и терпением — настолько велика эта ценность — власть!

Трибуна, которую патриарх выбрал для уточнения «позиции церкви» в новых политических условиях, — Архиерейское совещание, не предусмотрена Уставом РПЦ. Это некий паллиатив, заменяющий Архиерейский собор, который невозможно созвать в условиях СВО. На совещание в актовом зале Московской духовной академии собралось 250 архиереев из 402, входящих в состав Московского патриархата. В то время как кворум для Архиерейского собора (2/3 от общего числа архиереев) составляет 268 человек.

Не приехали епископы с подконтрольных Украине территорий, из Молдовы, стран Балтии, некоторых западноевропейских государств, а также архиереи подчиненных РПЦ части Русской зарубежной церкви, Японской православной церкви и Парижской архепископии.

Последний Архиерейский собор РПЦ прошел в 2017 году, по Уставу он должен созываться не реже одного раза в 4 года, поэтому в 2021 году РПЦ лишилась своего высшего органа и, соответственно, полномочия остальных ее органов оказались под вопросом. Но в РФ сегодня нет институции, которая решилась бы РПЦ этот вопрос задать (в подобных случаях другим религиозным организациям его задает регистрирующий орган — министерство юстиции).

Провести Архиерейский собор невозможно без архиереев Московского патриархата, которые служат на территории Украины. В мае прошлого года на своем Поместном соборе в киевском монастыре Феофания они заявили о фактическом отделении от Москвы. Фактическом, но не каноническом. Украинская церковь Московского патриархата (УПЦ МП) уклонилась от принятого в православном мире официального извещения других поместных церквей о своем отделении от «материнской» церкви и не подвергла церковным наказаниям своих епископов, перешедших в процессе СВО на сторону РФ.

Патриарх Кирилл на Архиерейском Совещании РПЦ. Фото: священник Игорь Палкин

Патриарх Кирилл на Архиерейском Совещании РПЦ. Фото: священник Игорь Палкин

Постановление Архиерейского совещания выдержано в очень жестком по отношению к украинскому руководству тоне. Этот тон выражает неверие высших иерархов Московского патриархата в то, что им удастся «удержать» УПЦ МП. «На украинской земле государственная власть явила себя прямой наследницей большевиков-богоборцев и воздвигает гонения против Православной церкви», — утверждают участники совещания. Они возгласили «Многая лета!» наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу (Лебидю), находящемуся в Лукьяновском СИЗО Киева после нарушения им режима домашнего ареста по делу о разжигании межконфессиональной вражды и отрицании территориальной целостности Украины. Между прочим, на соборе в Феофании Павел голосовал за отделение УПЦ МП от РПЦ. Патриарх Кирилл твердо придерживается учения (и об этом он говорил накануне, на проповеди в день памяти преподобного Сергия Радонежского), что единство церкви обеспечивается ее союзом с государством. С точки зрения этого учения

будущего у УПЦ МП нет при любом раскладе — ее конфликт с украинским государством в связи с СВО неразрешим, а в случае гипотетической «победы России» «самостийность» украинских епархий будет упразднена.

Постановление начинается с пропагандистского нарратива, слегка зашифрованного в церковнославянскую цитату, о том, что в России и Украине проживает «один народ». В документе ничего не говорится о миротворчестве, но зато большое внимание уделено участникам СВО — правда, без формального уточнения, в армии какого государства они служат (но ведь и так все понятно?): «С особым чувством участники Архиерейского совещания возносят свои молитвы к Богу о военачальниках и воинах… Души же воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество на поле брани, скончавшихся от ран или умученных в горьком плену, — да упокоит в селениях Своих… Воины, участвующие в боевых действиях, нуждаются в особом пастырском внимании и заботе. Священнослужители, направляемые для служения в зоне боевых действий, должны проходить тщательную подготовку». В стилистике кремлевской пропаганды выдержано и обличение Константинопольского патриархата, ставшего «инструментом враждебных Православию политических сил» и «ослепленного жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций».

Архиерейское Совещание РПЦ. Фото: священник Игорь Палкин

Архиерейское Совещание РПЦ. Фото: священник Игорь Палкин

Главному конкуренту РПЦ в мировом православии — Константинопольскому патриархату — посвящен отдельный документ, принятый Архиерейским совещанием: «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского патриархата и выступлениях его представителей». Его представил специально приехавший из Будапешта опальный митрополит Иларион (Алфеев), бывший председатель Отдела внешних церковных связей, не вписавшийся, по его собственным словам, в «крутой вираж», который сделала в прошлом году российская история. Резолютивная часть этого 43-страничного документа звучит как готовая анафема: «Осуждаем и не приемлем теоретические положения новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата, а также практические неправомерные и беззаконные действия, предпринятые в порядке внедрения указанной концепции в современную церковную жизнь. Эти положения и действия не соответствуют православному Преданию, разрушают канонические устои Вселенской Церкви». Больше всего РПЦ обижена на дарование Константинопольским патриархатом автокефалии той Украинской церкви, которая давно отделилась от Москвы, а также на принятие клириков, лишенных сана в Московском патриархате за критику СВО и призывы к миру. Подобные формулировки означают, что в Москве твердо взят курс на новый раскол мирового православия, подобный расколу между западным и восточным христианством в XI веке. Но при этом пока не сбылись прогнозы об открытии Турецкого экзархата РПЦ — Московская патриархия уважает Эрдогана.

Архиерейское совещание в Троице-Сергиевой лавре стало самым представительным на сегодня собранием РПЦ, которое заявило о готовности идти на любые расколы ради того, чтобы оставаться вместе с Кремлем, идти с ним «до конца» — не важно, победного или катастрофического.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow