прощаниеОбщество

Учредитель правильного государства

Памяти Виктора Леонидовича Шейниса

Учредитель правильного государства

Виктор Леонидович Шейнис. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.

Уход Виктора Леонидовича Шейниса — событие политическое и одновременно глубоко личное, практически семейное. Политика — дело во многом публичное, подавляющее и даже отрицающее личные отношения. С Виктором Леонидовичем все было иначе. Для него личность человека всегда была на первом плане, личное в Шейнисе всегда определяло политическое.

Его девизом могли стать слова: достоинство и спокойствие. Он жил по правилу книги Экклезиаста: делай что должно, и будь что будет.

Шейнис показал нам опыт публичного и спокойного сопротивления власти. В 1957 году при участии филолога Ирмы Кудровой Виктор Шейнис написал статью «Правда о Венгрии» о советском вторжении 1956 года. В 1958 году за эту публикацию был исключен из комсомола и аспирантуры Института востоковедения АН СССР. Шесть лет (1958–1964) работал за станком — расточником Кировского завода в Ленинграде. В 1964 году вернулся в науку, не отказавшись ни от одного написанного слова.

Он не ждал своего часа в политике, он просто сверял все свои действия с внутренним моральным императивом. Что будет завтра — не знаем, но увидим. Важно остаться собой и не потерять лицо.

Историческое время Шейниса — это время порядочного человека, не изменившего себе во времена моральной капитуляции большинства общества.

В публичную политику Виктор Шейнис пришел, когда открылось окно возможностей, в 1990-м, избравшись народным депутатом РСФСР.

Удивительно гармоничным образом Шейнис сочетал в себе гражданина, ученого, преподавателя, политика и летописца. На любом заседании он от руки в блокноте записывал все происходящее: имена выступавших, сказанные ими слова, ход дискуссии. Если что-то не мог расслышать, наклонялся к соседу и спрашивал: «Как он сказал?»

Фото: архив

Фото: архив

Другой такой политической летописи в позднесоветской и постсоветской России не вел никто.

Его двухтомник «Взлёт и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985–1993)» стал хрестоматией драматической эпохи, в которую были заложены корни многих последующих трагических событий в России.

Чему научил меня Виктор Леонидович? Умению спокойно быть в меньшинстве и не терять лицо.

Причем быть в меньшинстве не только во внешней политической среде, привыкнуть к чему не так уж и трудно, а при необходимости находиться в меньшинстве в ближнем политическом кругу — там, где хочется чувствовать себя комфортно. «Быть в меньшинстве не страшно» — вот личный урок для меня от Виктора Леонидовича Шейниса.

Я мог быть откровенным с ним в любые трудные дни, не опасаясь сказать что-то лишнее. Ничто не было лишним в общении с Шейнисом, потому что он понимал говорящего с ним человека. Ничто сказанное Шейнису не могло быть использовано им во зло.

Виктор Шейнис был рыцарем политической мысли. Cōgitō ergō sum / Мыслю, следовательно, существую — Декарт написал про таких людей, как Виктор Леонидович.

Их немного в любую эпоху, но они всегда есть.

Общение с Шейнисом требовало постоянной работы мысли. Иногда он формулировал вопросы, на которые у него самого не было ответов, но ты слышал или читал вопрос и понимал: вот то, над чем надо думать сейчас.

Виктор Шейнис был человеком смыслов, принципов и рассуждений, почти каждое из которых завершалось предложением о действии.

В 1993 году Шейнис предложил Григорию Явлинскому создать избирательное объединение и пойти на выборы депутатов первой постсоветской Государственной думы. Так появилось «Яблоко».

Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Шейнис был профессиональным политиком просвещенной европейской страны, и старался заложить основы именно такой страны своими правоустанавливающими инициативами. Он мог быть образцовым депутатом Учредительного собрания России, если бы таковое было созвано в историческое время начала 1990-х. В его понимании существовало если не идеальное, то правильное государство, и он был готов строить его терпеливо и скрупулезно, камушек за камушком, этаж за этажом.

Шейнис с воодушевлением взялся за написание Конституции России. Не только ему, но во многом ему мы обязаны бессмертными строками, которые сейчас читаются как экстремистская литература:

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией… Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения… Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Это писал спокойный и уверенный в своей правоте человек, стараясь соединить в политике совесть, этику, мораль, право и государство.

Честное и ответственное государство Шейниса основано на праве. Разделение властей, сильный представительный парламент, свобода слова, свобода убеждений и свобода совести, независимый суд, гарантии прав собственности, легальное участие граждан в политике, честные и прозрачные выборы, защита от политической монополии и узурпации власти.

Виктор Шейнис как мало кто другой явил собой образец настоящего либерального политика,

не только провозглашающего непоколебимость прав и свобод человека, но и добивающегося их воплощения в практике государственного строительства.

Шейнис сделал все от него зависящее для того, чтобы такое государство было построено в России. Два созыва подряд его голос звучал в Государственной думе. Участие Шейниса в работе Госдумы поднимало её до парламента.

Когда стало понятно, что окно возможностей конца ХХ века не использовано и государство прав и свобод человека в России пока не состоялось, Виктор Леонидович остался в интеллектуальной политике, являя собой содержательную альтернативу начинающемуся безумию.

Его крайне печалило и даже удручало наступающее мракобесие. Он понимал, что это надолго и не испытывал никаких иллюзий. Он знал, что история беспощадна. Но понимал, что мрак накрыл страну не навсегда. Просто не все доживут до рассвета.

Фото: пресс-служба партии «Яблоко»

Фото: пресс-служба партии «Яблоко»

…Неимоверно печально видеть рядом с собой угасающего человека. Этому угасанию невозможно сопротивляться, потому что время неумолимо. Виктор Леонидович таял на глазах, и было видно, как силы оставляли его.

К этому угасанию он сам относился спокойно. Говорил: «Это я уже не увижу. Это я уже не узнаю. Это будет тогда, когда меня не будет».

Что такое «меня не будет»? Это когда сам человек не может увидеть мир и свет, почувствовать тепло и холод, вдохнуть ветер, подставить лицо дождю.

Душа расстается с человеком в момент смерти, но не исчезает. Со своего мудрого политического олимпа Виктор Леонидович Шейнис будет теперь внимательно смотреть за тем, как мы справляемся с его предначертаниями.

Мы постараемся не подвести Вас, Виктор Леонидович.

Сердечная Вам благодарность и низкий поклон.

P.S.

Прощание с Виктором Леонидовичем Шейнисом состоится 29 июня с 11.00 до 14.00 в офисе партии «Яблоко» в Москве (ул. Пятницкая, д. 31, стр. 2).

До 18.00 (мск) 28 июня партия принимает соболезнования в связи с кончиной Виктора Шейниса на почту [email protected]. Они будут зачитаны на прощании.

Соавтор Конституции России 1993 года, сооснователь «Яблока» Виктор Шейнис родился 16 февраля 1931 года в Киеве и умер 25 июня 2023 года на 93-м году жизни в Москве.

* Признан в РФ «иноагентом».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow