КомментарийКультура

Выдоха нет

В прокат вышла героическая драма «Дыхание» о бесстрашии медиков в пандемию — с Ириной Горбачевой. Угодить пытались сразу всем, получилось много штампов

Выдоха нет

Кадр из фильма «Дыхание»

Героическая производственная драма. У продюсеров (Алексей Троцюк, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо), которые знают, как делать теплое, душевное и вместе с тем духоподъемное, народное кино вроде «Чебурашки» или «Вызова», возникла идея воспеть подвиг врачей в пандемию.

Миссия благородная. Но трудновыполнимая. Для этого надо рассказать не только о самоотверженности, сметливости и дерзости докторов — но и о цене подвижничества, неудачах, потерях, срывах, выгорании — причем не по касательной: чтобы был объем жизни. Как это получилось у Хлебникова в «Аритмии», фильме, в котором Ирина Горбачева тоже играла главную роль. Здесь она — исполняющая обязанности главврача (сам главврач, сыгранный Сергеем Лысовым, параноик, перепугавшийся за свою жизнь и забаррикадировавшийся в своем кабинете).

А протагонист фильма Виктор (Антон Богатырев) — поставщик медоборудования. На самом деле, Виктор — экс-хирург, давно не бравший в руки скальпель. Пришел в больницу к заболевшей маме, да и застрял здесь на карантине. Больница окружена бойцами Росгвардии.

Антон Богатырев в фильме «Дыхание». Кадр из фильма

Антон Богатырев в фильме «Дыхание». Кадр из фильма

И кабы не Виктор, не справились бы врачи с пандемией. Он раздобыл ПЦР-тесты (их тайно перекидывали в пластиковых мешках через забор), он же остроумно придумал, как подключать больных к ИВЛ без дренирования, используя маски для снорклинга с трубкой. Вместе с находчивым бывшим зэком Осипенко они предлагают отделить здоровых пациентов от заболевших, перекрыть вентиляционные люки, чтобы зараза не распространялась. В общем, такие талантливые рационализаторы, без которых эпидемию не победить. К тому же Дмитрий — прирожденный хирург. Медицину бросил исключительно, чтобы бизнесом обеспечить маме и себе достойную жизнь.

Так что

это еще история и о призвании, которое не предают. И дорогах, которые нас выбирают. Драматургических штампов здесь немало.

Кажется, продюсеры старались угодить сразу всем категориям зрителей. Например, для женщин рядом с героической — лирико-комическая линия. За нее отвечает товарищ Виктора — Михаил, трикстер, готовый к авантюрам, в кармане у него всегда стопка красных купюр, в голове — ветер. По-бузыкински мечется между женой и любовницей. Девушки обе красивые и находчивые: брюнетка изображает перед полицейскими эпилептический приступ, блондинка — уходит от погони. Любит Михаил искренне обеих, но пандемия заставит и его сделать «ответственный выбор».

Кадр из фильма «Дыхание»

Кадр из фильма «Дыхание»

Будут беседы о ценности жизни и мелочах, из которых она состоит. Например, о карамельных подушечках. Или о котлетках, которые госпитализированная мама обещает пожарить сыну… тут начинаешь всерьез беспокоиться за жизнь мамы. Для остроты жанра будет пожар, для огненной эмоции — «Наутилус» с легендарной песней, давшей называние фильму:

«Я пытаюсь разучиться дышать,

Чтоб тебе хоть на минуту отдать

Того газа, что не умели ценить.

Но ты спишь и не знаешь,

Что над нами километры воды».

Кажется, что и самому фильму не хватает «того газа», словно Роман Каримов, который умеет и любит делать живое атмосферное кино («Неадекватные люди», «Гуляй, Вася!»), снимал «Дыхание» в маске, надетой на него продюсерами.

больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow