КомментарийОбщество

Ода на спасение херсонской дворняжки

Стихи украинского поэта Виктора Каневского о пронзительном фото из затопленного города

Пункт регистрации для беженцев из Украины. Гамбург, 9 марта 2022 г. Фото: dpa / picture-alliance

Пункт регистрации для беженцев из Украины. Гамбург, 9 марта 2022 г. Фото: dpa / picture-alliance

Глобус беженцев

Согласно опубликованным 14 июня данным ежегодного отчета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, число беженцев в мире достигло 108,4 млн человек — это 1,4% населения Земли. Для сравнения: в 2013 году было зарегистрировано «всего» 51,2 млн беженцев, а за один только 2022 год контингент вырос на 19,1 млн человек, или на невообразимые 21,4% «годовых»!

Главная причина такого роста — боевые действия в Украине. Но в цифру, конечно, вошли и беженцы-рахинджа из Мьянмы, и беженцы из Судана, Сирии и Афганистана, да и россияне-релоканты отчасти тоже тут.

Согласно переписи 2001 года (позднее переписи не проводились — только текущий учет), в Украине наличествовало 48,5 млн человек. Довоенное население Украины (в фактических границах) составляло на начало 2022 года, оценочно, примерно 43,5 млн человек, или чуть больше половины населения Германии (83,2 млн чел.).

Боевые действия разворошили и расшвыряли Украину, стронули с места каждого второго ее жителя. Общее число так или иначе перемещенных лиц, или недобровольных мигрантов, перевалило за 25 млн.

Из них, по данным ООН на середину декабря 2022 года, за границу бежало 16,3 млн беженцев, почти исключительно женщины и дети, а внутри самой Украины, главным образом на ее западе, в начале вооруженного конфликта скопилось около 8 млн внутренних перемещенных лиц. Такого масштаба внутреннего и трансграничного беженства Европа не знала со времен Второй мировой. Распад Югославии породил сотни тысяч беженцев, а тут счет идет на миллионы.

Такой масштаб определяет кризисную ситуацию не только в самой Украине, но и в странах приема украинских беженцев. Подавляющее большинство последних осело на Западе, в странах Европейского союза, с редкостными оперативностью и единодушием раскрывших для них свои объятия, сопроводив их неслыханными статусными и бюрократическими преференциями.

И вот что важно: украинские беженцы — не вполне беженцы: они таковы в своем самосознании и в восприятии своего государства. Но в Европе они — нечто иное, у них другой статус.

Уже 4 марта 2022 года Совет ЕС на заседании в Брюсселе проголосовал за активизацию для граждан и резидентов Украины «Директивы о временной защите», принятой в 2001 году после югославского кризиса и предоставлявшей лицам из стран, не входящих в ЕС, — тем, что не могут вернуться в страну происхождения — немедленную и временную защиту.

Беженцы из Украины на Центральном железнодорожном вокзале в Варшаве. Фото: Zuma \ TASS

Беженцы из Украины на Центральном железнодорожном вокзале в Варшаве. Фото: Zuma \ TASS

Этот правовой статус — лица, находящиеся под временной защитой ЕС (их часто еще неточно называют военными беженцами) — выгодно отличается от правового статуса обыкновенного беженца — азюлянта (соискателя политического убежища) или лица без гражданства. Последние по правилам должны сразу же после пересечения границы зарегистрироваться именно в той стране, границу которой пересекли первой, причем без права покидать ее до окончания рассмотрения вопроса. Статус же временной защиты позволяет пересекать границу ЕС и переезжать в любую страну ЕС без визы, гражданам Украины достаточно обратиться в местные органы власти той европейской страны, где они находятся, для получения разрешения на временное пребывание. Разве что внутри Германии во избежание географической сверхконцентрации беженцев власти могут перераспределить их в соответствии с так называемым «кенигштайнским ключом», то есть пропорционально населению отдельных земель.

Этот статус снимает и ограничения на срок пребывания. Украинским беженцам (продолжим пока привычно называть их так) он был первоначально предоставлен на год, до весны 2023 года, после чего его можно продлевать каждые полгода — и так до исчерпания трех лет. Статус предусматривает право на проживание, на трудоустройство, на социальную и медицинскую помощь, на доступ к жилищному рынку, для детей — на доступ к школьному образованию. Пока идут боевые действия, статус временной защиты не аннулируется даже в случае фактической репатриации.

Тем не менее четверку стран-реципиентов беженцев-украинцев формально открывает Россия.

  • Россия (2,9 млн),
  • Польша (1,5 млн),
  • Германия (1,0)
  • Чехия (0,5).

Россия — совершенно отдельный кейс, поговорим сейчас о том миллионе (это минимальная оценка!), что осел в Германии.

Самые первые украинские беженцы прибыли сюда уже 25 февраля 2022 года. Для их регистрации была запущена онлайн-платформа, а для предъявителей украинских паспортов организован бесплатный проезд из Польши на поездах Deutsche Bahn, бесплатный проезд на местных поездах и автобусах, а также оплата билетов выезжающим из Германии в другие страны, выдавались даже трехмесячные бесплатные симки для мобильных телефонов. На вокзалах и в аэропортах полустихийно возникли пункты волонтерской поддержки беженцев, а МВД Германии насчитало около 300 тыс. заявок от частных граждан, готовых принять украинцев у себя. Беженцам необходимо было временно зарегистрироваться в локальных отделах по делам иностранцев и в социальных ведомствах, но оставаться в Германии без виз и регистрации только по украинскому паспорту можно было до 31 августа 2022 года.

По количественным параметрам все это сильно напоминало беженский кризис 2015–2016 гг. с его отчетливым неприятием приезжих населением (на нем-то и поднялась партия «Альтернатива для Германии») и знаменитым заклинанием мутти Меркель — «Wir schaffen das!», то есть: «Мы это сдюжим!» На этот раз — никакого бытового шока и культурного отторжения от новой беженской волны в Германии не произошло, тем более что конъюнктура на германском рынке труда благоприятная. Социальная интеграция украинских беженцев пошла быстро и на минимуме проблем, иные буквально назавтра находят себе пусть низкооплачиваемую, но работу; очень многие — по большинству оценок, до половины — собираются тут зацепиться, то есть для Германии это будущие иммигранты.

Из Николаева во Фрайбург

Виктор Каневский — украинский беженец. Он родился (в 1952 г.), учился, женился, работал и жил в Николаеве, вот только служил в Западной Украине. Работал — это вот что: школьный учитель, психолог, кандидат наук, доцент Черноморского национального университета им. Петра Могилы, пенсионер. Еще и литератор, публиковавшийся в украинской русскоязычной периодике («Николаев», «Новый векъ», «Літера N») и в немецком альманахе «Семь искусств». Его жена Галина, родом из Брянска, тоже психолог и нейрофизиолог.

Виктор Каневский. Кадр из видео

Виктор Каневский. Кадр из видео

И вот 24 февраля 2022 года… Думали, гроза. Гроза в феврале? Нет, не гроза. Как теперь быть и что делать: оставаться? бежать? Правильный ответ прилетел прямо с неба.

ОК. Услышали — сели на машину и поехали. А куда? Например, в Испанию, там племянница, пригласила к себе — собрались к ней. Маршрут понятный: из прифронтового Николаева в тыловую Одессу, оттуда на украино-молдавскую границу, на пропускной пункт Паланка–Ляушены. На границе застряли всего на пять часов — повезло.

В Молдавии уже встречали волонтеры и программа Hospitality Help — мгновенно соткавшаяся низовая сеть дружественных гостиниц, предоставлявших бесплатный ночлег украинцам, перемещавшимся на своих двоих или четырех. Созваниваешься или списываешься, получаешь подтверждение — и ночуешь по-человечески на своем маршруте.

Дальнейший же маршрут такой: из Молдавии — в Румынию, затем в Венгрию, затем в Австрию, затем в Швейцарию и, наконец, в Германию, в Мюнхен. Зашли в Мюнхенскую еврейскую общину, где узнали об отдельной программе для еврейского ручейка в украинском беженском потоке — той же самой программе, с которой Каневские однажды уже разминулись в 2002 году, но которую в 2022 году сильно либерализовали после февраля.

Когда-то Каневские побывали в Германии туристами, и больше всего им тогда понравился Фрайбург — столица Южного Бадена. Позвонили во Фрайбургскую еврейскую общину, короткий диалог по-русски с председательницей общины, тоже уроженкой Украины, затем блиц-обмен эсэмэсками с копиями паспортов и метрик, и уже с 28 марта заселение в отдельную комнату в общежитии городского приемного пункта для беженцев…

Реперы

Главными индикаторами, отметками вооруженного конфликта, конечно, являются дни ее начала и конца, но и в промежутках отдельные события неизбежно становятся ее внутренними реперами. Для украинцев сейчас таким репером является подрыв Каховской ГЭС 6 июня.

Инициаторы и операторы техногенных катастроф — люди, безусловно, с пониженной экологической и гуманитарной ответственностью.

Зная это, совершенно необходимо было настаивать на круглосуточном дежурстве на станции наблюдателей хоть от Гуттериша, хоть от папы Римского, хоть от президента Си. Но никого там не было,

а результат таков: техногенная катастрофа планетарного масштаба — ударный вал и затопление с последующими заболачиванием и обезвоживанием огромных территорий, в том числе селитебных и аграрных, неизбежная гибель в воде неопределенного количества флоры и фауны, включая хомо сапиенс.

Наводнение в Херсонской области после разрушения Каховской ГЭС. Фото: AP / TASS

Наводнение в Херсонской области после разрушения Каховской ГЭС. Фото: AP / TASS

Конечно, это не первый случай применения «гидроваффен». Один из самых ранних, наверное, ветхозаветное утопление войска египетского фараона сразу же после прохождения посуху через Красное море группы еврейских беженцев во главе с Моисеем и Аароном. Но это было давно, в дотротиловую эпоху.

Знакомы с подобным и на Днепре. Жемчужину ГОЭЛРО Днепрогэс подрывали дважды — и отступающая РККА, и отступающий вермахт. 18 августа 1941 года, то есть за полмесяца до взятия немцами самого Запорожья (4 октября), в каком-то паническом раже 600-метровая плотина Днепрогэса была взорвана. С 20 тоннами взрывчатки перестарались настолько, что образовался аж 175-метровый пролом, через который девятым валом — высотой от 5 до 30 метров — хлынула вода. А торопились так, что даже не предупредили своих — ни гражданских, ни красноармейцев, в том числе тех, что героически зацепились за остров Хортицу. Жертвы — по разным оценкам, от 3 до 100 тысяч, и это данные только по своим.

Дворняжка из Днепра

Фото: Сергей Коровайный

Фото: Сергей Коровайный

Посмотрите на эту тощую херсонскую дворняжку, чем-то напоминающую волчка из норштейновской «Сказки сказок». Она вся промокла, продрогла, ее бьет днепровская дрожь, она еще не вполне верит в свое спасение, отчего так истово — обеими лапами, по-человечьи — вцепилась в штанину своего спасителя. Сейчас она вылезет наконец из хляби на твердь, встряхнется и, разбрасывая брызги, наконец-то посмотрит на своего спасителя вверх. А когда перестанет дрожать, то завиляет хвостом и огласит сушу торжествующим, хоть и немного осипшим лаем…

Эту фотографию мне прислал Виктор Каневский — вместе со своими стихами. Вот они:

Я войду в эту воду, как слепец в Иордан,
узнавая себя, как учил Гераклит.
То, что было тогда, я безумным раздам,
а что будет потом, мне никто не простит.

И меня повлечет этот мутный поток.
Одесную — гиена, ошую — сова,
подо мною не дно — из глазниц потолок,
надо мной в вышине — звезды рыб и трава.

Помолись за собаку, попроси за кота,
крокодилу любовно слезинку утри…
Где же та широта, высота, долгота,
где ягненок и лев нас простить бы смогли?

И над нашей судьбой размышляет тростник,
а змея заметает за нами следы…
Ну а мы протечем, как беззвучный родник,
потому что мы все состоим из воды,
состоим из воды,
состоим из воды…
из воды…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow