КомментарийОбщество

Палата общин №6

Британия не простила Джонсону Брексит и устала от бесконечных внутрипартийных разборок с его участием

Палата общин №6

Борис Джонсон. Фото: AP / TASS

Борис Джонсон, еще недавно звезда Консервативной партии, которой он на выборах в 2019 году принес победу, невиданную со времен Маргарет Тэтчер, но затем с позором отправленный в отставку с поста премьер-министр Великобритании год назад, теперь со скандалом покинул и парламент.

Британская пресса обсуждает, «как это с нами случилось?», чему эта история «научит» и, конечно, «это конец, или он еще вернется?».

Джонсон подал в отставку, опережая вердикт парламентского комитета по привилегиям, о том, что он сознательно и неоднократно вводил парламент в заблуждение. Надо сказать, обычные граждане пришли к этому выводу уже давно и остались тверды в своем мнении: 65% считают, что Джонсон сознательно лгал парламенту (против 17%, которые думают, что он лгал «нечаянно»). Проект «приговора» комитета был Джонсону передан: ему грозили перевыборы в избирательном округе. И, как формулируют сторонники, он от выборов «уклонился». «Сбежал», — уточняют противники.

Тот не знает Джонсона, кто думает, что он мог уйти тихо. Он назвал расследование парламентского комитета «политическим убийством», «вопиюще предвзятым» «судом кенгуру» (kangaroo court — английская идиома, означающая имитационный, неправедный суд). Джонсон перешел в наступление, обвинив врагов в заговоре:

«Идет охота на ведьм, чтобы отомстить за Брексит и в итоге отменить результаты референдума 2016 года», — написал он.

Затем он обрушился на курс нынешнего премьера Риши Сунака, «высосав как всегда весь политический кислород», по определению Sky News.

Джонсон не может быть отстранен от работы в парламенте, поскольку он уже объявил о своей отставке и официально покинул палату общин. Но комитет по привилегиям заинтересован, чтобы нарушитель не остался безнаказанным. Скорее всего, будет рекомендовано отказать ему в пропуске, который выдается большинству бывших членов парламента и дает привилегированный доступ в Вестминстер.

«Нам бы поскучнее!»

Его пребывание на Даунинг-стрит, 10, было бурным и драматичным. Его приход к власти продемонстрировал его мастерство выживать в скандалах и побеждать. Он принес тори перевес в 80 голосов, его обожали рядовые партийцы. Он умел разговаривать с публикой, заставлял людей смеяться и надеяться. Его избрали лидером не потому, что он показал особые способности к управлению на предыдущих должностях, а потому, что он мог победить там, где партия и не мечтала о победе. Так и случилось. Аналитики предрекали тогда, что «мистер Джонсон может провести на Даунинг-стрит десятилетие или даже больше». Он не продержался и трех лет.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон у резиденции на Даунинг-стрит, 10 в Лондоне. Фото: Zuma \ TASS

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон у резиденции на Даунинг-стрит, 10 в Лондоне. Фото: Zuma \ TASS

Он изменил политическую траекторию страны и исполнил волю 52% избирателей, поддержавших Брексит. Но ему «не хватило способностей», пишет The Financial Times, обеспечить выход из ЕС «наименее вредным способом». В его варианте Великобритания получила «иллюзорный суверенитет и при этом максимальный экономический удар». Брексит — его настоящее наследие, вторит газета The Guardian, — «самая большая историческая ошибка, которую страна совершила в мирное время».

Подписание торговых правил Северной Ирландии, которых его правительство и не собиралось придерживаться, испортило репутацию Соединенного Королевства как страны, уважающей закон.

Ковид-19 стал самым серьезным кризисом, поразившим Британию после Второй мировой войны. У нее были худшие результаты по смертности на миллион населения из стран «Семерки». Джонсон управлял правительством,

«как будто был непутевым менеджером любительской театральной труппы, полной истерик, перепадов мнений и групповых интересов», считает The Times.

«Ущерб, который Джонсон нанес стране, не поддается измерению. Наносил ли какой-нибудь премьер-министр столько вреда?» — восклицает Times. Он изменил правила, регулирующие этику в общественной жизни. Он унизил государственную службу, парламент, правительство, университеты, судебную систему и СМИ, оценивает некогда газета. Джонсон «очернил и подорвал свой собственный кабинет и другие институты, к которым он прикасался», — вторит ФТ.

Он обманул королеву, приостановив работу парламента. Он исключил из партии два десятка самых известных депутатов-тори, которые проявляли несогласие с ним, закрыв им дорогу в парламент, — добавляет The Economist. Книги написаны о полном отсутствии у него «морального компаса», о его «несерьезности или способности рассматривать проблемы».

Вот она, демократия, во всей красе: политическому классу понадобилось почти три года и масса демократических процедур, чтобы «выпихнуть» его из политики. И то он угрожает, что уходит «на время».

Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ

Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ

Пресса оценивает результаты его работы гораздо жестче, чем год назад после отставки с Downing (Даунинг) стрит, которую его собственный советник назвал Drowing (Тонущая) street. Граждане двигаются дальше и рассуждают об уроках этой истории. Многие считают важным, чтобы в этой «мыльной опере» была поставлена точка. «Мировые лидеры ведут себя неблагородно и безнаказанно, а это не тот сигнал, который должны получить дети», — утверждает Николь Виендо, переехавшая много лет назад из Испании.

Серьезное разговорное радио LBC много времени посвятило обсуждению вопроса, почему эта «психодрама» важна. Слушатели говорили, что позор этой истории, возможно, поможет восстановить поведение служащих и всего политического класса. «Придется восстанавливать доверие к институтам и политикам, к министерскому кодексу, к стране — и лучше уж пусть политика будет скучнее, чем с 2016 года», — считает Питер Льюис. Крис Крю уточняет, что с учетом новых угроз, которые ожидают человечество, «шарлатаны должны быть изгнаны, но главное, люди должны учиться задавать властям вопросы, слушать внимательно и требовать отчета. Мы должны понять, как мы это допустили».

В ритме Трампа

Странным образом, не первый раз неприятности и удары одновременно обрушиваются на настоящего и «британского Трампа», как его назвал как-то сам американский президент. Борис Джонсон выступает точно по нотам старшего товарища: его, дескать, предали, обманули, а не победили. Воля народа под угрозой, но именно он является истинным пророком Брексита и др.

К счастью, в отличие от республиканцев США, Консервативная партия Великобритании прошла долгий путь к тому, чтобы избавиться от него. Его министры массово отказались с ним работать, его сняли с должности однопартийцы (у консерваторов, напомним, огромное большинство). Его попытка вернуться после развала правительства Лиз Трасс (осень 2022 года) не удалась. Его старания создать в кулуарах палаты общин проблемы для действующего премьера (например, при голосовании по договоренности о торговле Северной Ирландии) не увенчались успехом. И сегодня большинство членов парламента понимают, что бесконечная «психодрама» внутрипартийных разборок уничтожает их перспективы.

Джонсон не выдержал того, что историк лорд Хеннесси называет тестом конституционного поведения «хороших парней».

Согласно этому тесту, неписаная конституция Великобритании подкрепляется негласными договоренностями о честности, вежливости и компромиссе. Эти конвенции направляли английский парламент на протяжении веков, помогая избегать революции, анархии и правления толпы. В последние годы английский порядок подвергся серьезным испытаниям, но, как считает бывший редактор нескольких крупных газет, писатель и публицист Саймон Дженкинс, все же справился, изгнав нескольких лидеров с Даунинг-стрит.

Граждане, как мы видим, не столь оптимистичны, но, как пишет ФТ, «отставка Бориса Джонсона из парламента — это хорошая новость для британской демократии».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow