КомментарийОбщество

Снятие со креста

Икона становится дверью либо в Царство Божие, либо в никуда

Снятие со креста

Фрагмент чудом сохранившейся иконы «Снятие со креста». Фото: Андрей Ткач

26 мая 2023-го пресс-секретарь президента Песков сообщил, что иконе «Троица» в Кремле вынесен приговор. Единодушное категорическое утверждение десятков ведущих реставраторов, музейщиков, искусствоведов (о том, что «Троицу» никуда ни при каких условиях возить нельзя) власть признала ничтожным.

ЦИТАТА

Песков:

«Согласована схема, по которой икона будет с соблюдением всех необходимых мер, по обеспечении сохранности её в нынешнем состоянии, будет перемещена в храм Христа Спасителя, где группа специалистов уже будет принимать решение по её дальнейшей реставрации, которая начнётся после определённого периода».

«Согласована» (с кем?), «необходимые меры» (какие?), «определённый период» (какой?) — всё это пустые слова. 

Песков лишь забыл произнести модную фразу: «Всё идёт по плану». За то, что этот план приведёт к гибели шедевра, никто не ответит. Да и некому будет отвечать.

***

Что движет патриархом Кириллом и теми, кто поддерживает его горячее желание перетащить «Троицу» Андрея Рублёва из музея в храм? Вера?

С точки зрения настоящей веры в Бога, в Христа, в св. Троицу, перемещение объяснить невозможно. Молиться они, что ли, станут искреннее и горячее? Перевезут икону на 80 км (из Третьяковки в Лавру), и благодать сойдёт на архипастырей? Пушки ли перестанут стрелять и бомбы падать? Распахнётся ли дверь в Царство Божие?

(Кстати, как она выглядит, как её узнать? Вероятно, эта дверь не в музее и даже не в ХХС.)

Вполне может быть, что иерархами движет суетность, желание хоть чем-то похвалиться, хоть что-то представить как победу (после поражения РПЦ на Украине).

А на фронте, в окопах, под обстрелом солдаты молятся, держа в руках картонную иконку, отпечатанную на плохом принтере. Невольно думаешь, что их молитва неизмеримо горячее, чем молитва большого начальника, которому Пасхальную службу вместе с дорогими иконами привозят на дом.

Перевозить, рискуя погубить? Зачем? Величайшие религиозные произведения великих художников хранят в музеях.

Знаменитая «Мадонна» Яна ван Эйка сейчас в Лувре, её ежегодно видят миллионы, кто хочет — может стоять и молиться. А висела бы она в соборе Парижской Богоматери — сгорела бы 4 года назад…

Дверь в сарай. Фото: Андрей Ткач

Дверь в сарай. Фото: Андрей Ткач

…Вот перед вами (на фотографии) старая гнилая дверь в старый гнилой сарай; ручка не на шурупах, просто приколочена гвоздями. Открываем.

Господи! с обратной стороны двери — икона, «Снятие со креста». Вот и гвозди; пробили насквозь, и концы загнуты, чтоб крепче дверная ручка держалась.

Обратная сторона двери в старый сарай. Фото: Андрей Ткач

Обратная сторона двери в старый сарай. Фото: Андрей Ткач

Фрагмент иконы «Снятие со креста» с четырьмя загнутыми гвоздями. Фото: Андрей Ткач

Фрагмент иконы «Снятие со креста» с четырьмя загнутыми гвоздями. Фото: Андрей Ткач

Ройзман* где-то её увидел (купил? даром отдали?). Теперь спасает. «Снятие со креста» сняли с петель, начали возвращать к жизни. Это не реставрация, это реанимация.

Так случилось, что одновременно, день в день, в Москве начались попытки погубить шедевр.

На аукционе, где правят деньги, «Троица» Рублёва (которую оценивают в 600 000 000 долларов) окажется в 10 миллионов раз дороже, чем старая дверь сарая.

Там, где правят искусствоведы и музейщики, работа Рублёва бесценна, калькулятор бесполезен.

А с точки зрения веры в Бога? Не знаем.

А с точки зрения Бога? Возможно, для Него у «Троицы» и гнилой двери сарая — одна цена. Нам знать не дано.

Икона, конечно, может стать дверью. Куда? Это зависит от того, кто стучит; с какою целью.

«Покаяния отверзи ми двери!» или — в шубохранилище (в никуда).

***

…Слишком много, пугающе много образов связано с дверью.

Это волшебная вещь. Иногда это дверца платяного шкафа, за которой сияющая Нарния. Иногда она в каморке папы Карло за куском старого холста, ведёт в Страну чудес.

Иногда — откровенно райские двери, и весь вопрос: пустят ли? Иногда — откровенно адские, на которых написано «Оставь надежду навсегда» или «Труд даёт свободу» (Arbeit macht frei).

В 2009 году выборы патриарха (где победителем был назван Кирилл Гундяев) прошли вопреки традиции, по которой патриарха из трёх главных претендентов выбирает слепой (буквально) жребий. Утверждали, что вместо перста судьбы указующий перст принадлежал Св. Медведевой (жене тогдашнего исполняющего обязанности президента). Дверь перед Божьей волей была захлопнута и забита гвоздями размером с Останкинскую башню. И тех гвоздей не вытащить никому, они навечно вбиты в историю России.

P.S. Глава Ассоциации православных экспертов РПЦ Кирилл Фролов заявил:

ЦИТАТА

«Возвращение иконы необходимо для победы в СВО, ибо Святая Русь — Великая, Малая и Белая — едина, как Святая Троица. Мобилизацию русского народа вызовет возвращение такой великой святыни. Президент и патриарх принимают историческое решение о таком возвращении. В случае срыва произойдут грандиозная апатия и демотивация православного русского большинства».

Надо же, необходимо! Есть, оказывается, святая идея для перевозки. Мол, не корысти ради. Оказывается, ни СВО, ни мобилизации без «Троицы» Рублёва не получится.

Это странно. Меняли Гимн России, меняли Конституцию и пенсионный возраст — а икону не перетаскивали, и ничего, всё получалось.

Искренне ли говорит глава экспертов РПЦ или лицемерит — неважно. Важна суть его заявления: икона будет на стороне СВО, только если её перевезут. Но творит чудеса, не доска, а Святая Троица (пусть и через доску). Так что эти люди прямо говорят, будто могут руководить Божьей волей, перемещая физические объекты.

К сведению Ассоциации православных экспертов РПЦ и их главы Фролова сообщаем: СВО — это специальная военная операция. Никакой победы в операциях быть не может, этого не допускает русский язык. Операцию можно начать, продолжить, прекратить и пр. Победить можно только в войне.

Слова «Святая Русь — Великая, Малая и Белая — едина, как Святая Троица» означают, что в голове говорящего подвижные географические границы путаются с Вечностью.

Выходит, Россия — Бог Отец, Украина — Бог Сын, а Белоруссия с Лукашенко — Дух Святой. Это, что ли, у Бога Отца с Богом Сыном кровопролитие происходит?..

Утверждение Фролова, будто бы без перемещения иконы СВО не добьётся успеха, смахивает на дискредитацию.

* Включен Минюстом в реестр иноагентов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow