СюжетыПолитика

Ливийский грех Саркози

Прокуратура потребовала отправить экс-президента Франции под суд по скандальному коррупционному делу

Ливийский грех Саркози

10 декабря 2007. Президент Франции Николя Саркози и ливийский лидер Муаммар Каддафи у Елисейского дворца. Фото: Abaca Press / ТАСС

«Коррупционный сговор между Муаммаром Каддафи и Николя Саркози» — с такой формулировкой французская Национальная финансовая прокуратура завершила длившееся десять лет расследование и потребовала передать его в суд. Этот скандал, который во многом не позволил Саркози в 2012-м переизбраться на второй президентский срок, теперь может обернуться для него уголовным наказанием.

Окончательное обвинительное заключение Национальной финансовой прокуратуры (PNF) было направлено сторонам дела 11 мая.

В нем содержится требование отправить под суд 13 человек, включая экс-президента и трех его бывших министров —

  • Клода Геана (экс-глава МВД Франции),
  • Эрика Вёрта (экс-министра бюджета и экс-министра труда),
  • Бриса Ортефё (экс-министр иммиграции, экс-министр труда, экс-глава МВД).

У обвиняемых и их адвокатов есть месяц, чтобы высказать свои замечания следственным судьям, которые затем решат, отправлять ли дело в суд, как того требует прокуратура.

В чем суть обвинений

Прокуроры PNF считают, что у них теперь есть «набор совпадающих показаний бывших ливийских высокопоставленных лиц о том, что Николя Саркози (…) в октябре 2005 г. просил Муаммара Каддафи о скрытой финансовой поддержке» его предвыборной кампании-2007 (в результате которой Саркози и стал президентом Франции. — Ю. С.).

Прокуратура заявляет, что Каддафи удовлетворил эту «просьбу».

И заключил с «приближенными Саркози» «коррупционный пакт».

«Суть» его в том, что в ответ на «финансирование» саркозистской предвыборной кампании (на сумму 50 миллионов евро) ливийский диктатор был «вознагражден» после того, как его «партнер» стал президентом Франции.

Расследование «высветило существование дипломатических, экономических и юридических «благодарностей»» со стороны Франции времен правления Саркози: например, «возвращение Ливии на дипломатическую сцену» (с ярким визитом Каддафи в Париж в декабре 2007 года и личным участием Саркози в «деле болгарских медсестер»), заключение экономических контрактов, а также «нетипичные финансовые потоки (…) из Ливии через, в частности, Зиада Такиеддина».

Такиеддин — финансово-политический делец, франко-ливанец, спецпосланник кабинета Николя Саркози по ливийским делам. Позднее стал основным свидетелем обвинения, утверждая, что «был посредником» при передаче денег от Каддафи.

В частности, Такиеддин заявил, что в период с конца 2006 на начало 2007 года перевез 5 миллионов евро наличными из Триполи в Париж и передал их Клоду Геану — «серому кардиналу» команды Саркози (после победы последнего на президентских выборах Геан возглавит его администрацию, а позже станет министром внутренних дел).

Прокуратура также утверждает, что «несколько приближенных Николя Саркози постоянно выступали в качестве посредников» при обсуждении договоренностей с ливийскими властями — как о получении денег, так и об «ответных мерах» «благодарности».

Прямых доказательств участия самого Саркози в этих договоренностях у прокуратуры, судя по ее заявлениям, нет, но там подчеркивают, что «эти действия (…) по своей природе не могли быть совершены без его одобрения и полного ведома».

Саркози «пойдет» по четырем статьям?

PNF требует, чтобы экс-президента судили по статьям

  • «незаконное финансирование избирательной кампании»,
  • «сокрытие растраты государственных средств»,
  • «пассивная коррупция»,
  • «участие в преступном сообществе».

Сам Саркози и вышеназванные экс-министры отрицают свою вину.

Скандал вокруг «денег Каддафи» начался во Франции после публикаций компромата на сайте расследовательского проекта Mediapart. Первые статьи появились в 2011 году, незадолго до выборов, в которых весной 2012-го президент Саркози проиграл кандидату от Соцпартии Франсуа Олланду. В апреле 2013-го прокуратура открыла расследование, которое длилось ровно десять лет.

Это далеко не первое обвинение, выдвинутое в адрес Саркози. В частности, весной 2021-го он был приговорен к трем годам тюрьмы (из них два — условно) за попытку подкупа судьи с использованием служебного положения.

Это был первый случай в истории, когда суд приговорил экс-президента Франции к «реальному» сроку (впрочем, благодаря французским законам, срок до 1 года остается «реальным» только на бумаге).

В сентябре 2021-го Саркози получил еще один срок — его приговорили к 1 году по так называемому «делу Bygmalion» — за «незаконное финансирование избирательной кампании»-2012.

Экс-президент обжаловал оба приговора.

Самый громкий скандал за последние десятилетия

Но какими бы ни были результаты обжалования предыдущих дел, «ливийский» финансово-политический скандал (если он, как и запланировано, дойдет до суда) станет самым громким не только в истории Саркози, но и в истории Франции последних десятилетий.

«Помимо вопроса об индивидуальной ответственности, этот обвинительный акт является сильным сигналом, свидетельствующим о значительном прогрессе правосудия в борьбе с коррупцией», — заявил Венсан Бренгарт, адвокат «антикоррупционной» ассоциации Sherpa, которая выступает в этом деле в качестве гражданского истца.

Заместитель финансового прокурора PNF Орельен Летокар считает, что «обращение» Николя Саркози к Муаммару Каддафи с просьбой о скрытом финансировании осенью 2005 года было «объективировано» в результате десятилетия расследований, проведенных следственными органами, несколькими следственными судьями, прокурорами и сотрудниками Центрального управления по борьбе с коррупцией, финансовыми и налоговыми преступлениями (OCLCIFF).

Саркози называет все это «заговором».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow