СюжетыСпорт

Японец из Бразилии

Кадзуёси Миура продолжает играть в футбол. В 56 лет. На профессиональном уровне

Японец из Бразилии

Фото: imago / AFLOSPORT / EAST NEWS

Уникумов-ветеранов, творивших на зеленом газоне после 40, можно посчитать по пальцам рук и ног. Причем половина спортивных долгожителей — вратари. Яшин, Дзофф, Сени, Мондрагон, Шварцер, Фридель, Балотта, Буффон… Полевые игроки обычно уходят на покой, не разменяв пятый десяток. Зачем мучить себя и болельщиков? Но есть один товарищ, который не собирается покидать газон, хотя уже до реальной японской пенсии ему всего восемь шагов. Недавно он начал выступать за клуб второго португальского дивизиона «Оливейренсе». И не смеха ради.

Яростные фанаты «Газовика-Газпрома» (теперь клуб называется «Зенит-Ижевск»), безусловно, хмыкнут про себя и напомнят мне про Владимира Тумаева, игравшего, образно выражаясь, до потери пульса. Что ж, не буду спорить: был эдакий пухленький колоритный персонаж. Он и спонсировал ту команду, и выступал за нее на позиции нападающего. Ну как выступал? Частенько выплывал в домашних спектаклях на замену, когда «Газовик-Газпром» зарабатывал право на пробитие пенальти или уверенно вел в счете.

И — из песни слов не выкинешь — действительно забивал (излюбленным ударом с пыра). Статистика не врет: 114 матчей, 8 мячей. Более того, в 2005 году Владимир Алексеевич попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной профессиональный футболист страны. Последний поединок он провел в 58 лет и отметился голом (не с одиннадцатиметрового).

Правда, перед чемпионатом мира-2018 он оказался в офсайде, а вернее, под следствием: ему предъявили обвинение в покушении на убийство своего бизнес-партнера.

48 месяцев бывший «форвард» находился под домашним арестом, а затем получил-таки пять лет условно. Такие зигзаги судьбы…

Однако даже если набраться храбрости и здравого смысла, дабы сравнить Тумаева с Миурой, то надо отметить, что россиянин, надев бутсы на пятом десятке, провел 14 сезонов на относительно серьезном уровне, а легендарный японец после Пасхи начал свой 38-й (!) мастерский сезон. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Кадзуёси вырулил на большую изумрудную сцену в 1986-м. И вы никогда не догадаетесь, где? В Бразилии! Как он туда попал? Это отдельная история. Надо сказать спасибо папе. В 1970-м отец Миуры, которому тогда исполнилось три годика, решил рвануть в Мексику, чтобы посмотреть чемпионат мира. Да не просто посмотреть. Неистовый папаша снимал матчи с участием Пеле на 8-миллиметровую камеру. И малыш Кадзуёси затем ежедневно глядел эти захватывающие шумные эпизоды вместо мультиков. И постепенно влюбился и в кудесников в желтых майках, и в саму английскую забаву. Вот только футбол в Японии в те годы был, мягко выражаясь, «мультипликационным». В том плане, что профессиональной лиги тогда не существовало. А значит, заделаться настоящим игроком в Сидзуоке не представлялось возможным.

И Миура, получив благословение от мудрого родителя, бросил учебу и улетел в Страну диких обезьян с одной-единственной целью: превратиться в подлинного футбольного волшебника.

Попасть в академию «Жувентуса» 15-летний школьник не сподобился, но не расстроился. Живя в общежитии и питаясь чем придется, он продолжил пытать счастье и стучался в любые ворота. Смелый тинейджер не понимал, но поражался обычаям и традициям свободных бразильцев и прекрасно осознавал, что, вернувшись домой без «диплома», он предаст светлую мечту. И крутился, стараясь использовать любой шанс, чтобы продемонстрировать футбольным тренерам и селекционерам все свое умение.

В 1986-м ему улыбнулась удача: он нарисовал-таки четыре иероглифа под договором с «Сантосом» — родным клубом Пеле. Дальше были КРБ, «Палмейрас», «Коритиба» и снова «Сантос», где он побалует взыскательных поклонников тремя мячами. В Японии об успехах настырного нападающего писали с придыханием, и Миура, овладевший за четыре года нужными навыками, решается на камбэк. И не только потому, что истосковался по семье и суши с сашими, но и потому, что чемпионат Страны восходящего солнца обрел профессиональный статус.

Кадзуёси, завоевавший четыре подряд золотых титула (два — с «Ёмиури» и два — с «Верди Кавасаки»), явится одним из тех, кто раскрутит местный турнир. В 136 поединках он 68 раз поразит ворота соперников (то есть он забивал в каждой второй встрече).

Его признают лучшим игроком Джей-лиги-93, а также лучшим футболистом на азиатском континенте. Иностранные купцы выстроятся за ним в очередь.

И Миура подписывает арендный контракт с «Дженоа», став первым японцем в Серии А. Но на Апеннинах у него, чего греха таить, не сложилось. В дебютном матче он столкнется с легендарным Франко Барези из «Милана» и загремит на больничный. Тем не менее он проведет за «грифонов» два десятка боев и даже отправит мяч в сетку «Сампдории» в крутейшем генуэзском дерби. На следующие четыре сезона он вернется в родные пенаты. И опять изумит всех фантастической скорострельностью: 117 игр — 65 голов.

19 февраля 1996 года. Гонконг. Международный турнир Carlsberg Cup. Казуёси Миура и польский защитник Павел Войтала. Фото RAYMOND CHOW / Associated Press / East News

19 февраля 1996 года. Гонконг. Международный турнир Carlsberg Cup. Казуёси Миура и польский защитник Павел Войтала. Фото RAYMOND CHOW / Associated Press / East News

А что он вытворял в майке национальной сборной! В отборочном раунде ЧМ-1994 Кадзуёси наколотит 13 мячей в 13 матчах. Правда, в решающем сражении «синяя банда» поделила очки с Ираком (болельщики окрестят ту битву «Трагедией в Дохе») и не квалифицировалась в США. Но Миуру это только раззадорило: в новом цикле он будет зажигать свою фамилию на табло 14 (!) раз и подарит Японии первый в истории мундиаль.

Вот только сенсей Такеши Окада, к ужасу болельщиков и специалистов, разругается с главным бомбардиром и во Францию его не возьмет… 

«Осиротевшая» дружина продует все три схватки.

Миура же махнет в Хорватию и добудет с «Кроацией» золото. Примечательно, что после каждой зарубежной командировки он всегда возвращался в отчий край: отдохнуть и перезагрузиться перед дальнейшими вояжами. В 2005-м, когда ему исполнится 38, он умчится в Австралию и заключит соглашение с «Сиднеем». «Спецзадание» продлится недолго, но Каздуёси и на Зеленом континенте оставит свой голевой отпечаток. Все думали, что путешественник на этом закруглится и попрощается с футболом. Но не тут-то было! Нестареющий ветеран на 14 годков вольется в ряды «Йокогамы», с которой и войдет, не торопясь, в историю.

Впрочем, он восхищал своими достижениями фактически ежегодно. В 2012-м 45-летний футболист, так и не выступивший на большом чемпионате мире, отправился со сборной по мини-футболу на планетарное первенство в Таиланд. Он отбегает четыре матча, отдаст точный пас в битве с бразильцами и огорчит в 1/8 финала украинцев, которые все-таки зачехлят японцев.

Но зачехлить самого Миуру, считающего, кстати, причиной своего долголетия именно футзальные тренировки, уже никто не пытался. 

В марте 2017-го ему аплодировала вся арена, когда в возрасте 50 лет и 7 дней он выскочил на поле в майке «Йокогамы» против «В-Варен Кавасаки» и перебил тем самым старинное достижение сэра Стэнли Мэтьюза. А спустя неделю он возьмет «домик» «Зеспакусацу Гумма» и превратится в самого пожилого бомбардира в профессиональном футболе, застолбив за собой место в Книге рекордов Гиннесса. Финита ля комедия? Да ни фига!

В 2020-м «Йокогама» заключит с ним свежий контракт. Разумеется, бодрячок Кадзу, как прозвали его фанаты, большую часть времени проводил на скамейке запасных. Но даже сидя играл на команду. Как гласит пословица, сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя.

Фото: Yomiuri Shimbun / Associated Press / East News

Фото: Yomiuri Shimbun / Associated Press / East News

«Вы не поверите, но когда люди узнают, что тренер вносит меня в заявку на матч, то на стадион приходит тысячи три «лишних» зрителей», —

это слова Миуры, который сохраняет детскую любовь и страсть к футболу. И сохраняет интерес к своей персоне.

В конце апреля 56-летний японец надел форму португальского клуба второго дивизиона «Оливейренсе», сделавшего рискованный шаг навстречу и не побоявшегося возможных насмешек публики. Злые языки утверждают, что хитрое руководство пригласило легионера ради пиара. Ведь очаровательный Кадзуёси Миура — единственный на сегодня (да и, наверное, навсегда) футболист, финтивший в пяти десятилетиях. Однако у обманувшего время героя планы наполеоновские: он надеется открыть счет своим мячам в самом западном государстве Западной Европы. Ибо там он еще не проказничал…

P.S.

Всего за карьеру Миура на данный момент провел 754 матча и забил 221 мяч.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow