КомментарийОбщество

Космический спор

В начале марта стало известно, что Казахстан арестовал имущество дочки «Роскосмоса». Что известно о ситуации

Космический спор
Фото: пресс-служба ГК «Роскосмос» / ТАСС

Что случилось

6 марта журнал «Все о космосе» сообщил об аресте Казахстаном имущества дочки «Роскосмоса» АО ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры). В публикации также говорилось о том, что это, «возможно, означает конец десятилетних усилий России по замене украинской ракеты «Зенит». В это же время российские СМИ публиковали сообщения о том, что Казахстан намерен взыскать с ЦЭНКИ задолженность в размере 13,5 миллиарда тенге (26 миллионов долларов).

Кроме того, в этих публикациях, как отмечало казахстанское издание Tengrinews.kz, говорилось о том, что

«возникший конфликт может привести к уходу России с Байконура, так как запрет на использование ресурсов и проведение финансовых операций затормаживает приоритетные направления работы на Байконуре — новой стартовой площадки для ракеты «Союз-5».

В частности, «МК», ссылаясь на публикации неназванных казахстанских СМИ, предположил, что проблема может быть вовсе связана с антироссийскими санкциями:

«казахстанская сторона не очень хочет со всем этим связываться, в свете нынешних событий посчитав это сотрудничество для себя невыгодным» (цитата из публикации «МК»).

Однако у этой версии нет доказательств.

А 7 марта казахстанское издание 24kz.news сообщило, что причиной ареста послужил личный конфликт главы «Роскосмоса» Юрия Борисова с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдатом Мусиным, однако и у этой информации нет подтверждения.

Багдат Мусин. Фото: соцсети

Багдат Мусин. Фото: соцсети

Спустя неделю ситуацию на Байконуре казахстанским журналистам прокомментировал сам Мусин. Он пояснил, что «арест не касается имущества всего комплекса «Байконур», а лишь ЦЭНКИ», а также сообщил о проведении переговоров для урегулирования ситуации.

— Это не значит, что принято решение, и все. Определенные будут дальше судебные процессы, скорее всего. И я думаю, что судебные органы примут правильное решение. Судебное решение вынесено, но дальнейшие процессы будут продолжаться, сейчас, насколько знаю, руководство ЦЭНКИ находится в Казахстане, они проводят переговоры с компанией и должны процедуры продолжить на уровне суда МФЦА (Международный финансовый центр «Астана»). Судебное решение о взыскании суммы, я не помню точно, какой. Где-то в районе миллиарда или двух миллиардов, — приводит слова министра Мусина Tengrinews.kz.

По сообщению казахстанского издания Informburo.kz, 15 марта в Астане между российскими и казахстанскими специалистами действительно прошли переговоры о возможном урегулировании спора. Его детали для журналистов остались неизвестными.

Контекст

18 лет назад Казахстан и Россия создали предприятие «Байтерек». Новая программа предполагала создание технической структуры для использования на Байконуре экологически чистых ракет-носителей.

Тогда Россия взяла на себя обязательства построить новую ракету-носитель «Союз-5», а Казахстан, в свою очередь, обязался реконструировать и модернизировать космическо-ракетный комплекс «Зенит-М», который был построен еще в советское время. Стоимость проекта по реконструкции зенитного комплекса, по данным, которые представил вице-министр цифрового развития, аэрокосмической промышленности и инноваций Казахстана Малик Олжабеков, оценивалась в более чем 90 миллиардов тенге, а Россия оценивала свой объем работ в 900 миллионов долларов.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО «ЦЭНКИ», входит в ГК «Роскосмос»). Участок сборки микросхем для космических аппаратов. Фото: Павел Кассин / Роскосмос

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО «ЦЭНКИ», входит в ГК «Роскосмос»). Участок сборки микросхем для космических аппаратов.
Фото: Павел Кассин / Роскосмос

Спор между казахстанской и российской сторонами, как сообщает Informburo.kz, возник спустя 16 лет на этапе работ, заказанных в 2021 году. Вице-министр цифрового развития, аэрокосмической промышленности и инноваций Казахстана Олжабеков говорил, что ЦЭНКИ должны были подготовить документацию о возможном воздействии ракеты-носителя «Союз-5» на окружающую среду. В ЦЭНКИ тогда посчитали, что они выполнили работы, а в «Байтереке» — что не выполнили. Тогда предприятия, по сообщениям казахстанских СМИ, якобы начали вести переговоры по разрешению спора, но те продлились почти год и ни к чему не привели. Впоследствии «Байтерек» обратился в суд Международного финансового центра «Астана», который в ноябре 2022 года вынес решение по спору, обязывающее российскую компанию выплатить казахстанской стороне 13 684 550 338,7 тенге (или 26 миллионов долларов). Также 10 марта «МК» со ссылкой на казахстанские СМИ сообщил, что руководителю ЦЭНКИ запретили покидать страну.

По сообщениям казахстанских СМИ, сам этап работ оценивался в 90 миллионов тенге. Однако по условиям договора в случае его неисполнения копятся штрафы — в данном случае их общая сумма составила свыше 13 миллиардов казахских тенге.

— …Это обыденный процесс двух спорящих хозяйствующих субъектов. Но это не отражается на ухудшении взаимоотношений. Речь не идет об аресте всего имущества «Роскосмоса» на «Байконуре». В рамках спора двух хозяйствующих субъектов принимаются решения в отношении ареста имущества ЦЭНКИ, — приводит слова экс-министра Малика Олжабекова Informburo.kz.

В комментарии все тому же Informburo.kz генеральный директор АО СП «Байтерек» Куат Мустафинов, в частности, сказал, что имеющиеся «споры отдельных хозяйствующих субъектов с учетом стратегической важности проекта не должны влиять на общий ход работ и взаимоотношения Казахстана и России в целом».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow