Письма со шконкиПолитика

«Была неловкость оттого, что они сидят за правду, а я…»

Начался суд над активистом Михаилом Кригером. Он ответил на наши вопросы

«Была неловкость оттого, что они сидят за правду, а я…»

Михаил Кригер в зале суда. Фото: соцсети

13 марта во Втором Западном окружном военном суде начался судебный процесс по делу Михаила Кригера. Активиста обвиняют в «оправдании терроризма» и «экстремизме» за высказывания в социальных сетях. Прокурор зачитал обвинительное заключение. Михаилу Кригеру инкриминируют две записи в Фейсбуке*. По мнению обвинения, подкрепленному экспертизой, первая запись Михаила Кригера от 20 сентября 2020 года подпадает под оправдание террористической деятельности, а именно — «посягательства на жизнь государственного деятеля, президента России Владимира Путина в целях прекращения его государственной деятельности».

Во второй записи от 25 декабря 2020 год Михаил Кригер, по мнению обвинения, оправдывал террористический акт, совершенный Михаилом Жлобицким 31 октября 2018 года в Архангельске около здания УФСБ (17-летний Жлобицкий взорвал бомбу, пострадали три сотрудника ФСБ, Жлобицкий погиб). «ОВД-инфо»** известно по крайней мере о 50 уголовных делах об «оправдании терроризма», возбужденных в связи с публикациями о теракте в Архангельске. По этим делам были вынесены приговоры — от штрафов до реального лишения свободы.

Следствие и его эксперты посчитали, что в записи о Жлобицком Михаил Кригер допустил высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды в отношении социальной группы — сотрудников ФСБ. Обвинение считает, что таким образом он совершил преступление, подпадающее под часть 2 ст. 282 УК РФ («экстремизм»).

Кригер своей вины не признал и показаний на следствии не давал. Ему грозит до семи лет лишения свободы.

В итоге судебный процесс отложили до 24 марта — сторона защиты должна представить свою лингвистическую экспертизу записей Михаила Кригера.

Михаилу Кригеру 63 года, он участник всех протестных митингов и многих пикетов последних лет, организатор благотворительных сборов в поддержку политзаключенных, бывший член ОНК Москвы.

Он никогда не скрывал своих взглядов и открыто выражал их в социальных сетях, высказывал и свою позицию по поводу СВО.

Фото: Кирилл Тулин / Коммерсантъ

Фото: Кирилл Тулин / Коммерсантъ

Мы написали Михаилу в Бутырку, где он содержится, и Кригер ответил на наши вопросы для рубрики «Письма со шконки».

«Было ли мое водворение в СИЗО неожиданностью? Я понимал, что рано или поздно могу здесь оказаться. Не очень в это верил, думал, что пронесет, но был готов к такому варианту. На момент моего задержания обоим моим постам (точнее, одному посту и второму комментарию под моим же другим постом) исполнилось два года. Из этого я сделал вывод, что эти мои высказывания были просто поводом.

На самом же деле, думаю, посадили меня за антивоенную позицию, за помощь украинским беженцам, за дальнейшее высказывания в ФБ*. Обобщая ответ на этот вопрос, скажу: я ожидал, что это возможно, но все равно задержание оказалось для меня досадной неожиданностью.

Еще сверлила меня такая мысль, что в нынешнее время место приличного человека — или тюрьма, или эмиграция, или «та сторона». И я ловил себя на некоторой… ну зависти, если угодно, к уже арестованным за меня Яшину**, Горинову… Может быть, это была не зависть, а какая-то неловкость оттого, что они сидят за правду, а я…

Расследование закончено. Предъявлено обвинение по ст. 205, ч. 2 (оправдание терроризма), ст. 282, ч. 2 («экстремизм»). 2 марта было первое предварительное заседание, продлили содержание под стражей до 19 августа. Следующее заседание — 13 марта, уже по существу дела, как я понимаю. У меня замечательные адвокаты — Михаил Бирюков и Катерина Тертухина. Что ожидаю? Наверное, выпишут несколько лет; очень надеюсь, что не придется отсидеть весь назначенный срок. Надеюсь на перемены.

Жизнь в Бутырке у меня лично более-менее сносная. В тепле, под крышей, в бане раз в неделю мыт. Может, это от моей общей неприхотливости, но бытовые условия сносные вполне. Читаю здесь разные книги. Здесь и библиотека неплохая, и присылают мне разную литературу. Добрые люди к тому же подписали меня на «Дилетант», которого уже два номера получил. С большим интересом прочитал книгу «Продавец обуви» Фила Нарта. Это воспоминания основателя компании Nike, написанные от первого лица. Довлатова, Веллера — уже не по первому разу…

Жизнь проходит не сказать, чтоб очень радостно, но все же терпимо».

* Принадлежит компании META, чья деятельность в РФ признана экстремистской и запрещена.

** Внесены властями РФ в реестр иноагентов.

Этот материал входит в подписки

Письма со шконки

Политзаключенные отвечают из тюрьмы

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow