КомментарийКультура

Как поссорились Фаберманы с мадам Эвелин Вонг

В канун вручения премии «Оскар» рассказываем о главных претендентах на звание «Лучший фильм»

Как поссорились Фаберманы с мадам Эвелин Вонг
Кадр из фильма «Все везде и сразу»

В последнее время эта номинация существенно разрослась. Конечно, десятка «самых лучших фильмов» — перебор, и подобная щедрость вызвана прежде всего коммерческим интересом.

В наградном списке теперь непременно должны светиться и привлекать внимание к теряющей рейтинги церемонии «Зрительские кинохиты». В этой роли — фильмы-аттракционы «Топ Ган: Мэверик» с неустареваемым Томом Крузом в роли отчаянного летчика-испытателя и «Аватар: Путь воды» — вторая часть зрелищной франшизы, визуального пиршества Джеймса Кэмерона. Не забывают оскаровские эксперты и о вечно актуальных социальных вызовах. За гендерные и расовые квоты отвечают «Говорят женщины» Сары Полли (драма про изнасилование в коммуне меннонитов) и «Черная пантера: Ваканда навеки» — продолжение супергеройской «Черной пантеры». Не забудем и «Тар» — фильм со звездной ролью Кейт Бланшетт в роли всемирно известного дирижера, манипулирующей другими, но попавшей в клетку «культуры отмены».

Но есть в заветном списке и беспримесные — с точки зрения кинематографа, вне практического интереса — талантливые работы, которые восхищают или раздражают — неважно. Всем телом и душой они связаны с кинопроцессом, с историей кино и его прорывами в будущее, в сопредельное пространство.

Главная, к тому же поколенческая, битва разворачивается между традицией и экспериментом, классикой и рискованным поиском. Это соперничество убаюкивающего ностальгического автофикшена «Фабельманы», только что удостоенного награды за вклад Стивена Спилберга, с гремучей смесью «Все везде и сразу» Дэниэлов (так называют себя режиссеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, снявшие главный хит в истории компании А24 и, похоже, самый неожиданный блокбастер года).

«Все везде и сразу» — огнедышащий коктейль, игра в мультивселенные вне правил. Критики изощряются в наименованиях: философский кинокомикс с азиатским акцентом, метафизический боевик, лирическое фэнтези. Эпатажные авторы нарушают законы драматургии, совмещают несовместимое — стили, жанры, времена, социальную семейную драму с сюрным комиксом и даже анимацией.

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Визуальные отсылки и цитаты греют души киноманов: «Любовное настроение» Кар-Вая и гонконгские боевики, «Симпсоны» и «Рататуй»… Но прежде всего авторы вдохновлялись философией «Матрицы» с ее фундаментальной идеей иллюзорности нашей реальности.

Они играют с масскультом во всех его очевидных проявлениях: от жестокой мелодрамы до комиксов и фильмов про кунг-фу.

Да само время здесь эластичное одушевленное вещество: то сжимающееся в пружину, замирающее в стоп-кадрах, словно зависающее в техническом сбое, то срывающееся со всех возможных катушек.

В этом отвязном метамодерне мир спасет не Бэтмен, но хозяйка китайской захудалой прачечной, фанатка караоке мадам Эвелин Вонг (легенда гонконгских боевиков Мишель Йео). Вообще-то она и не думала о вселенных, ей бы решить насущные проблемы, найти выход из сплошных неудач: расползается ее брак, разлажены отношения с дочерью Джой, престарелый отец замучил придирками, инспекторша налоговой службы Дейдра (Джейми Ли Кертис) грозит наложить на бизнес санкции.

Но когда выхода нет, Эвелин получит «руководство к действию» (там первым пунктом — «поменять туфли местами) и совершит прыжок в параллельные миры. Там она подключается к своим двойникам. Там сотни альтернативных Эвелин ведут битвы на выживание: например, кинозвезда или супергероиня, владеющая кунг-фу. Там людьми управляют еноты-экстрасенсы, а у людей сосиски вместо пальцев, там полицейских можно затанцевать до смерти, подуть в нос врагу, чтобы она сдался. Там чудеса, там леший бродит.

И там Эвелин будет спасать дочь любой ценой. Ту самую дочь, с которой не может найти общий язык в своей обыденной жизни.

Фильм-пазл, местами слишком шумный, суетливый — но безумный и дерзкий. Преисполненный яростью и нежностью. Осваивая сквозные прыжки сквозь хаос, время и пространство, Эвелин учится подключать себя к другим, слышать их, прощать, понимать. Пить секунды жизни с чувством, с толком, с расстановкой. Осозновать, что мы сегодняшние — лишь одна из многих версий себя… порой случайная.

«Фабельманы» — личный «амаркорд» Спилберга. Он мечтал экранизировать собственное детство более двадцати лет. Первую версию сценария в 1999-м написала его сестра Энн Спилберг, но говорят, что Стивен не хотел ранить чувства своих родителей, и сценарий отложили. После их смерти проект возобновился.

Кадр из фильма «Фабельманы»

Кадр из фильма «Фабельманы»

Спилберг решился рассказать личную, почти интимную историю о том, как он рос не в самой счастливой семье. И какой травмой было расставание родителей для него и его сестер.

В этом не самом безоблачном детстве было свое ошеломительное событие — посещение первого в жизни фильма: «Величайшее шоу мира» Сесила Б. ДеМилля. Сцена крушения поезда потрясет маленького Сэмми, и вскоре он воспроизведет ее из декораций для Хануки, потом переснимет сам с помощью 8-миллиметровой камеры.

Так Сэмми начинает снимать свое самодельное кино со своими сестрами, с друзьями в отряде бойскаутов, с соучениками в колледже, с родителями. И ведь именно камера обнаружит, что в отношениях взрослых зияет трещина.

Камера видит и подмечает то, что человеческому глазу недоступно, камера видит невидимое, камера обнаруживает в людях то, что они предпочитают скрыть. Так постепенно разгорается самый настоящий роман длиною в жизнь межу Сэмми-Стивеном и кинематографом.

«Фабельманы» — меланхолическое, романтизированное, искреннее жизнеописание детства и юношества режиссера, в котором и развод родителей, и исполненные юношеского восторга съемки ужастиков в чулане и вестернов на натуре, и первая влюбленность, и взаимоотношения со сверстниками.

Это роман взросления, а витамином роста является кинематограф, который в интерпретации Спилберга и был мечтой о будущем, о невозможном.

И вот теперь именно кинематограф для выдающегося режиссера, отца самых знаменитых кинобестселлеров, становится его ностальгическим поездом в прошлое, в обетование, которое никогда не сбывается, в то самое детство, которое автор восстанавливает по крупицам, по каплям — дотошно, честно, трепетно. В тот самый дом, там где «боже мой, / будет мама молодая / и отец живой».

«Банши Инишерина» магнетичная и мрачная притча Мартина Макдонаха с элементами абсурда и черной комедии. Она, конечно, отстает от лидеров номинации в прогнозах экспертов. Но на «Золотом глобусе» названа лучшим фильмом и без наград вряд ли останется.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Вязкий меланхолический абсурд этой истории, кажется, произрастает из самого места действия. Выдуманного отдаленного острова Инишерин, на котором и живет-то около сотни жителей. И заняться здесь практически нечем. Только может пива в местном пабе выпить.

Здесь время рассыпается песком между пальцами — не удержать.

1923-й. Идет гражданская война в Ирландии, которая до острова доносится лишь далекими взрывами. И пока большая земля где-то там воюет, здесь течет своя скучная, но отчего-то тревожная жизнь.

Еще вчера пастух Подрик (Колин Фаррел) и скрипач-любитель Калм (Брендан Глисон) были не разлей вода, и им было о чем поговорить, а чаще помолчать, коротая время в пабе и на бесцельных прогулках.

Все изменится вмиг, когда Калм осознает кошмар конечности и быстротечность бессмысленной жизни. К чему ее, истекающую секундами, тратить на разговоры.

Он требует от своего друга прекратить какое бы то ни было общение. И выкатывает ультиматум: за каждое ослушание грозит отрезать себе по пальцу. Начинается все почти сказочно и даже забавно… Пока кровь не капает с рук Калма, а в изумленного Подрика не летят пальцы. Опустошенный, эмоционально обескровленный Подрик намерен «исправить ошибку», восстановить отношения любыми средствами и любой, даже самой страшной ценой.

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Так разбухает этот патовый конфликт, вроде бы высосанный из пальца, но постепенно обрастающий мотивами древнегреческой трагедии. Такая вот вражда-дружба, любовь-ненависть насмерть.

В отличие от сестры Подрика (Керри Кондон), выбравшей мир и жизнь, решившей уехать с застывшего в небытии острова,

мужчины, не научившиеся справляться со своим эго, амбициями, выбирают ранящую психологическую войну, в которой нет победителей, и только в самый последний миг — останавливаются.

Это какая-то сумасшедшая химия в отношениях героев Фаррелла и Глисона, готовых одновременно обнять и убить друг друга.

Так дальняя война просачивается на остров, превращаясь в свою кровопролитную пародию.

И конечно, «Банши Инишерина» — это умопомрачительная операторская работа Бена Дэвиса, в каждом кадре, выверенных ракурсах — музыка кино, глубокая эмоциональная связь изображения, побелевших волн ледяного моря, скалистого берега и солнца, медленно вползающего в темноту ночи.

Кстати, работа Дэвиса была отвергнута «Оскаром» в категории «Лучший оператор». Вот вам еще одно доказательство того, что любая премия субъективна. И в ожидании вердикта киноакадемиков будем помнить киплинговское: «Запомни, что успех и пораженье — две лживых маски на лице одном».

Лариса Малюкова ведет телеграмм-канал про кино и не только. Подписывайтесь!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow