КомментарийПолитика

«Расследование сознательно заведено в тупик»

Организаторов и заказчика убийства Бориса Немцова не ищут уже восемь лет, хотя они известны. Рассказывает адвокат Вадим Прохоров

«Расследование сознательно заведено в тупик»
Борис Немцов. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

С момента убийства Бориса Немцова прошло восемь лет. Заказчики и организаторы до сих пор не найдены. Единственный судебный процесс по этому делу состоялся в 2017 году — над рядом исполнителей. В частности, Московский окружной военный суд признал виновными в совершении убийства пятерых уроженцев Чечни: Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадида Губашевых, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева. Они получили сроки лишения свободы от 11 до 20 лет. Виновность осужденных, за исключением Бахаева, сомнений у потерпевших (в частности, у дочери погибшего политика Жанны и ее адвокатов) не вызывала. Однако добиться поиска и наказания заказчиков и организаторов этого убийства потерпевшие за эти восемь лет от следствия не смогли, несмотря на то что на руках у них есть доказательства причастности конкретных лиц.

На сегодняшний день расклад такой.

Бесследно исчезнувшим считается замкомандира батальона «Север» Руслан Геремеев. Следствие планировало допросить его вместе с его родственником Артуром Геремеевым по подозрению в организации убийства Немцова. Но как объяснил следователь в суде, их не смогли найти, поскольку дверь дома по месту их регистрации якобы никто не открыл. Однако после начала спецоперации весной 2022 года глава Чечни Рамзан Кадыров взял и опубликовал в своем телеграм-канале видео из Мариуполя, одним из героев которого является Руслан Геремеев. На видеозаписи Геремеев сначала молится с группой кадыровцев, а затем устанавливает чеченский флаг, как заявляется, на здании администрации Мариуполя.

«Мой дорогой БРАТ Руслан Геремеев «Добрый» всегда доводит порученное дело до конца. Ему был определен самый сложный участок в Мариуполе, и с задачей командир справился на пять с плюсом», — заявил тогда Кадыров.

27 февраля 2015 года. Большой Москворецкий мост. Место убийства Бориса Немцова. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

27 февраля 2015 года. Большой Москворецкий мост. Место убийства Бориса Немцова. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Однако Следственный комитет и тут не предпринял шагов для вызова Геремеева на допрос.

В 2020 году «Медиазона»* и Scanner Project в ходе совместного расследования выяснили, что к дяде Руслана, сенатору Сулейману Геремееву, у следствия также должны были возникнуть вопросы. К слову, чуть ранее, в том же 2020 году, прямо в годовщину убийства Бориса Немцова, 27 февраля 2020 года, Владимир Путин подписал указ о награждении сенатора Геремеева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Не могут все эти восемь лет никак поймать и Руслана Мухудинова, который работал всего лишь водителем у Руслана Геремеева. Мухудинову СК отвел роль организатора убийства.

По мнению следствия, именно водитель, внезапно испытав личную неприязнь к Немцову, «предоставил непосредственным участникам ОПГ жилище для временного проживания и сокрытия», купил автомобиль для слежки за Немцовым и добыл пистолет — то есть фактически организовал преступную деятельность лиц, старших его по званию, да еще где-то деньги нашел. Глава следственной группы генерал Тутевич и его подчиненные пришли к выводу, что Мухудинов и «иные неустановленные следствием лица» предложили другим обвиняемым за 15 млн рублей убить Бориса Немцова.

Так или иначе, водителя девятый год ищут, он объявлен в международный розыск. Сначала поступала информация, что он скрылся в Дубае, затем — что его и вовсе нет в живых. Однако в 2020 году, человек, похожий на Мухудинова, попал на фотографию, которую опубликовал в соцсетях представитель семьи Геремеевых. Снимок был сделан в Чечне. Но СК и тут не стал предпринимать каких-либо действий.

Сегодня дело в отношении заказчика убийства Немцова, а также в отношении Мухудинова и «иных неустановленных организаторов» выделено в отдельное производство. Срок следствия по делу СК постоянно продлевает. Несмотря на требования потерпевших, глава Чечни Рамзан Кадыров, к которому тоже есть вопросы, ни разу не был допрошен. Ни в суде, ни на следствии.

Вадим Прохоров, адвокат Жанны Немцовой, пояснил «Новой газете», что сейчас с расследованием дела по заказчику и организаторам.


Адвокат Вадим Прохоров. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Адвокат Вадим Прохоров. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

«От самой следственной группы почти ничего не осталось. Периодически нам приходят постановления от генерала Тутевича, оставшегося руководителя следственной группы, о продлении следствия по делу. Сейчас оно продлено до 28 февраля 2023 года. Думаю, будет продлено и дальше.

Только по факту ничего не расследуется. Просто они, очевидно, не хотят приостановлением расследования по делу (а к этому все идет) публично признавать, что расследование сознательно заведено ими в тупик. Хотя вся цепочка причастных на сегодняшний день более-менее понятна и известна потерпевшим.

Понятно, что в сегодняшних реалиях никаких продвижений ожидать нельзя, но нами создан задел на будущее. В частности, защитой приобщены к материалам дела показания Ахмеда Закаева (председатель кабинета министров Чеченской Республики в изгнании), в которых он говорит, что, по его данным, подготовка к убийству началась еще в конце 2011 года.

Думаю, ситуация с расследованием изменится только при фундаментальных изменениях в стране. Не ранее. Пока расследование в отношении Руслана Мухудинова и «иных неустановленных организаторов» выделено в отдельное производство. Непонятно, что там устанавливать. Есть [военнослужащий Росгвардии] Руслан Геремеев, от него идет цепочка к братьям Делимхановым (чеченский клан, приближенный к Размзану Кадырову. — Ред.), от Делимхановых идет цепочка к Золотову (глава Росгвардии Виктор Золотов. — Ред.) и Кадырову, и далее выше… И вот всю эту цепочку Следственный комитет и не расследует».

Заур Дадаев в зале суда. Фото: Виталий Кавтарадзе / архив «Новой газеты»

Заур Дадаев в зале суда. Фото: Виталий Кавтарадзе / архив «Новой газеты»

Прохоров добавил, что в Европейском суде по правам человека зарегистрирована и ждет своего рассмотрения жалоба Жанны Немцовой. В Европейский суд дочь политика обратилась через несколько месяцев после убийства отца. Жанна констатировала в своей жалобе, что расследование убийства в России ведется недостаточно эффективно: Следственный комитет неоднократно отказывался допросить главу Чечни Рамзана Кадырова и других высокопоставленных чеченских силовиков и генералов. При этом, как отмечала дочь политика, Кадыров лично был знаком с обвиняемыми в убийстве Немцова — чеченским бойцом Зауром Дадаевым и сотрудником так называемого элитного подразделения МВД Чечни (полк вневедомственной охраны, обеспечивающий безопасность на объектах нефтегазового комплекса республики, более известный как «нефтяной полк») Бесланом Шавановым (погиб при загадочных обстоятельствах в Грозном в момент задержания). Оба долгие годы находились в непосредственном подчинении Кадырова.

По мнению истицы,

«учитывая характер высказываний Кадырова, а также давнюю историю его конфликта с Немцовым, глава Чечни может обладать информацией не только об исполнителях убийства, но и об организаторах и заказчиках».

— Понятно, что сейчас наши власти и к Страсбургу не прислушаются, да и никогда особо не прислушивались. Надежда, что к делу об убийстве Немцова на его родине вернутся на новом этапе развития России, — резюмировал адвокат.

* Внесена властями РФ в реестр иноагентов.

Читайте также

Как убивали Бориса Немцова

Исследование «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow