КомментарийПолитика

0,26%

Столько оправдательных приговоров в год выносят российские суды. Но случаются и чудеса. И есть судьи, которые действуют по закону

0,26%
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

В августе 2017 года в «Новой газете» вышел материал о российской судебной статистике — «99,64%. С такой вероятностью вас признают виновным, если дело дойдет до суда». В последующие годы число оправдательных приговоров только снижалось. И в 2021 году, согласно статистике Верховного суда, доля оправданных от общего числа подсудимых упала до 0,26%. Однако же на совещании судей, где подводятся итоги работы системы правосудия в России за минувший год, председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев заявил, что в России продолжается «гуманизация уголовного законодательства».

Наверное, «гуманизация» — это последнее слово, которое приходит в голову, когда думаешь об уголовном законодательстве и работе судов в нашей стране. И все же, несмотря на полное ощущение, что ничего гуманного за последний год в судах не происходило, иногда и там случается невероятное — и судьи выносят оправдательные решения по самым, казалось бы, гиблым, в том числе и политическим, делам.

В преддверии Нового года мы рассказываем вам об этих чудесах.

24 сентября в Тюмени, на центральной площади Единства и Согласия, молодая девушка Алиса Климентова написала на асфальте разноцветными мелками «Нет В***Е». Вместо некоторых букв во втором слове у нее были проставлены звездочки. В тот же день Алису задержали сотрудники полиции, против нее было возбуждено административное дело о «дискредитации Вооруженных сил РФ» (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ). На суде девушка объяснила, что, рисуя цветными мелками слово со звездочками, имела в виду «воблу», а не то, что подумали сотрудники полиции. Нет вобле. А «нет» — это потому, что Алиса «испытывает острую неприязнь к данному виду рыб».

Алиса Климентова в зале суда. Фото: соцсети

Алиса Климентова в зале суда. Фото: соцсети

Неожиданно судья Центрального районного суда Тюмени Сергей Романов согласился с доводами обвиняемой и постановил, что в действиях девушки не было правонарушения. И закрыл дело. А еще постановил вернуть законному владельцу — то есть невиновной Алисе —изъятое у нее орудие правонарушения. «Коробку желтого цвета с содержимым в виде одного мелка синего цвета». «Я сказала полиции первое, что пришло в голову. Полагаю, что это везение и лояльное отношение сотрудников и судьи. То есть человек профессионально сработал», — поделилась Алиса с изданием «Сибирь.Реалии» (внесено Минюстом в реестр иностранных агентов.Ред.).

Фраза «Нет вобле» моментально разо­шлась по социальным сетям. Пользователи фейсбука (принадлежит компании META, признанной экстремистской и запрещенной в России. — Ред.), долго ожидавшие, когда уже можно будет высказаться, стали активно выражать свою неприязнь к несчастной рыбе. Посты запестрели зачеркнутой воблой. Семен Слепаков спустя несколько дней написал про воблу песню, в которой раскритиковал «отвратительную» рыбу, которая может «угробить» весь мир: «А сраная вобла вот так изнутри нам гадит. Такое терпеть невозможно — достала, хватит!»

Только сотрудники полиции остались не в восторге и обжаловали решение суда. В итоге судья Тюменского областного суда Елена Галяутдинова удовлетворила жалобу тюменской полиции, отменив решение судьи Центрального районного суда Сергея Романова. Дело о «дискредитации» и вобле отправили на новое рассмотрение.

Изображение

— Я на самом деле была уверена, что жалобу полиции отклонят и решение судьи оставят без изменений. Я не знаю, как пойдет дальше. […] Мне, в принципе, не очень нравятся слова из пяти букв, которые начинаются на В и заканчиваются на А. Есть такие проблемы, — поделилась Алиса после судебного заседания.

Вероятно, на новое рассмотрение дело о «вобле» отправят другому судье.

* * *

И снова неугомонная Тюмень, 24 сентября. Все та же площадь Единства и Согласия в центре города. Лилия Погарцева нарисовала на асфальте сердце с надписью «Миру — мир». Сотрудники полиции составили в отно­шении тюменки административный протокол, так как и в этой фразе заметили «дискредитацию Вооруженных сил».

Это дело поручили судье Центрального районного суда Тюмени, тезке Сергея Романова Сергею Ходкину. Он постановил, что состава преступления в написанной Лилей фразе нет, «дискредитации», стало быть, тоже, а потому дело закрыто, девушка невиновна. Полиция ожидаемо не согласилась с судьей и подала апелляцию, все как в случае с воблой.

Но вот тут все пошло по другому сценарию:

судья Тюменского областного суда Светлана Колоскова отклонила апелляционную жалобу на решение Центрального районного суда и оставила его без изменений. Она не нашла причин наказывать Лилию за фразу «Миру — мир».

* * *

В декабре 2020 года оперативники ФСБ пришли в маленькое издательство в Мурманской области, чтобы изъять тираж книги Агнессы Хайкара, мурманчанки из семьи репрессированных колонистов. Большой материал Татьяны Брицкой об этом деле вышел в «Новой газете». Агнесса написала книгу о трагических судьбах кольских финнов и норвежцев, подвергшихся политическим репрессиям в годы Большого террора. Сотрудники ФСБ посчитали книгу «экстремистской». Поэтому было решено отправить ее на психолого-лингвистическое исследование сотрудникам Центра социокультурных экспертиз, которым уже поручали психолого-лингвистические экспертизы — в частности, по делу правозащитного центра «Мемориал» (признан иноагентом, а затем ликвидирован в РФ. — Ред.).

Агнесса Хайкара. Фото: соцсети

Агнесса Хайкара. Фото: соцсети

В итоге в книге Агнессы Хайкара эксперты центра ожидаемо обнаружили возбуждение вражды к русским, финнам и норвежцам. А сотрудники ФСБ начали проводить проверку уже в отношении самой Агнессы — на предмет возможного возбуждения уголовного дела по экстремизму. Сначала дело вела судья Октябрьского суда Мурманска Ирина Макарова. Ее не устроила справка об исследовании, посредством которого было обнаружено «возбуждение вражды», и она назначила новую экспертизу книги. Но вскоре ушла в отставку. Слушание возобновила судья Надежда Шуминова. На заседании она поинтересовалась у прокурора:

— А вы сами-то книгу читали?

Тот ответил:

— Да, уважаемый суд. У нас есть позиция, отраженная в иске, в книге есть признаки экстремизма.

— А какие? — задала судья вопрос прокурору.

— Пропаганда исключительности по национальному признаку.

— Чьей? Перед кем?

— Тех, о ком она пишет. Перед русскими.

Не убедили суд доводы прокурора. Судья Шуминова в иске областной прокуратуре отказала. Обвинения с Агнессы Хайкара сняты. Об этом мы рассказали в предыдущем номере «Новой рассказ-газеты».

* * *

Дело художницы и ЛГБТ-активистки Юлии Цветковой (включена в реестр иностранных агентов. — Ред.) тянулось с 2019 года. Девушку преследовали за публикацию рисунков обнаженного женского тела в группе «Монологи вагины» на сайте «ВКонтакте». Дело завели по статье о распространении порнографии (п. «б» ч. 3 ст. 242 УК). «Моя цель изначально была делать паблик не сексуальным, не эротическим, а бодипозитивным. А между бодипозитивом и эротикой есть разница», — говорила Юля в интервью русской службе Би-би-си.

Юлия Цветкова. Фото: Анна Ходырева

Юлия Цветкова. Фото: Анна Ходырева

А началось все с того, что картинки не понравились пропагандисту традиционных ценностей Тимуру Булатову — он написал донос на активистку в полицию. Юлю сначала отправили на полгода под домашний арест, потом изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Затем Центральный районный суд запретил группу «Монологи вагины» сайта «ВКонтакте». Хабаровский краевой суд решение районного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение. Прокуратура неоднократно подавала апелляционные жалобы с требованием назначать все новые и новые экспертизы по делу, в итоге дело начали рассматривать лишь весной 2021 года в закрытом режиме. 3 июня 2022 года Минюст включил Цветкову в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Казалось, процесс будет бесконечным: суд уже сам не знает, что делать с художницей и рисунками женщин.

В июле Центральный суд Комсомольска-на-Амуре наконец оправдал Цветкову. Спустя три года выяснилось, что девушку преследовали незаконно. Но прокуратура не успокоилась, ей решение суда не понравилось. Сотрудники правоохранительных органов воспользовались возможностью в течение 10 дней обжаловать приговор. Однако спустя почти полгода Хабаровский краевой суд отклонил жалобу прокуратуры и утвердил окончательный оправдательный приговор. Согласно информации на сайте Хабаровского краевого суда, судьей на процессе была Марина Шишлова.

После окончательного решения об оправдании Юля уехала из России. Адвокат Цветковой Александр Пиховкин на сайте «Свободное пространство» в подкасте «Совещательная комната» поделился своим мнением об исходе этого дела: «Мне кажется, где-то в глубине души хорошие судьи заинтересованы в вынесении оправдательных приговоров. И если с дела снять вот эту нервность, излишнюю лживость, отчасти нездоровый интерес публики, то судьи начинают погружаться в тему, заинтересовываться и разбираться».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow