Президентская администрация попросила полуторамесячную паузу для обдумывания предложения о завершения «частичной мобилизации».
Такой ответ я получил 19 декабря на свое обращение от имени фракции «Яблоко» в питерском Законодательном собрании с призывом к президенту России Владимиру Путину издать соответствующий указ.

В ответе говорится, что «для объективного и всестороннего рассмотрения предложения запрошены необходимые документы и материалы», и в связи с этим срок рассмотрения обращения продлен до 5 февраля 2023 года (!).
Каких «документов и материалов» нет в президентской администрации — неизвестно. По моему мнению, все у нее есть.
Нет, по-видимому, только желания издать, наконец, соответствующий указ. А он позарез нужен. И вот почему.
21 сентября 2022 года Владимир Путин подписал указ № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
В этом указе в двух местах используется понятие «до окончания периода частичной мобилизации».
До окончания этого периода, во-первых, продолжается действие контрактов о прохождении военной службы, заключенных военнослужащими. Иначе говоря, если у кого-то закончился срок контракта — его не увольняют, и он продолжает служить.
А во-вторых, пока длится этот период, резко сокращается (по сравнению с установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») перечень оснований для увольнения, в том числе досрочного, с военной службы как для «контрактников», так и для мобилизованных после 21 сентября (они по указу президента имеют статус военнослужащих по контракту).
В законе (пункты 2 и 3 статьи 51) указаны десятки оснований для увольнения, в том числе — по семейным обстоятельствам, в связи с необходимостью ухода за родственниками и многие другие.
В указе же для этого оставлены только три: признание негодным к военной службе, вступление в силу приговора суда о лишении свободы и достижение предельного возраста.
Однако продолжительность «периода частичной мобилизации» не определена. Никак.
Срок окончания этого периода не установлен ни 647-м указом президента, ни другими общедоступными правовыми актами.
И никому (например Министерству обороны) не поручено принять соответствующее решение. Вопрос повисает в воздухе.
«Но ведь не раз говорилось, что «частичная мобилизация закончена!» — могут возразить мне.
Да, говорилось.
28 октября об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу. 31 октября эта информация была размещена на официальном сайте президента России. 1 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, сославшись на некую «правовую позицию», о том, что указ о завершении частичной мобилизации вообще не нужен. Сам президент Владимир Путин, выступая на саммите в Бишкеке, заявил, что, мол, «никаких факторов для новой частичной мобилизации в России сейчас нет».
Но все это — не бумага, а слова, которые, как известно, к делу, например судебному, не пришьешь.
И отсутствие такой бумаги — указа президента о завершении периода «частичной мобилизации» — создает не только серьезную обеспокоенность граждан, но и серьезную правовую неопределенность.
- Пока нет указа — суды (уже есть прецеденты) отказывают в признании решений о мобилизации незаконными, так как официально она не завершена.
- Пока нет указа — возможны нарушения прав граждан при частичной мобилизации, при отправке их в учебные части и в места ведения боевых действий.
- Пока нет указа — возможно совершенно произвольное понимание предмета сотрудниками Минобороны и военкоматов: по сути, каждый из них может толковать ситуацию так, как считает нужным. В том числе — продолжать присылать повестки и мобилизовать граждан.
- Пока нет указа — командиры воинских частей могут (поскольку период «частичной мобилизации» официально не завершен) отказывать «контрактникам» и мобилизованным в увольнении с военной службы по основаниям, которые есть в законе, но которых нет в указе президента о частичной мобилизации.
Президенту России было направлено множество обращений с предложением издать указ о завершении «частичной мобилизации».
Кроме фракции «Яблоко» в петербургском парламенте такие обращения направляли «яблочники» из региональных парламентов Москвы, Пскова и Карелии, а также из Новгородской городской думы.
Никаких ответов — кроме того, о котором сказано в начале.
Администрация президента держит «паузу».
Собственно, это давно известная привычка власти во всех сложных ситуациях.
Но каждый день этой «паузы» рождает новые нарушения прав граждан и усиливает тревожные ожидания.
В том числе — ожидания «второй волны» частичной мобилизации.
И чем чаще официальные лица уверяют, что ее не будет, тем больше тревога.
ДЕЛАЕМ ЧЕСТНУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ ВМЕСТЕ
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься честной журналистикой.
Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
- Банковская карта
- SberPay
- Альфа-Клик
- ЮMoney
- Реквизиты