КомментарийПолитика

Вобла лососю!

Экологи — новые враги России. Как спецоперацию сделали прикрытием для разграбления природы

Вобла лососю!
Чистомэн участвует в очистке Бугазской косы совместно с Гринпис. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Вторую неделю подряд в списках иноагентов Минюста оказываются экологические организации. Сначала архангельское движение «42»*, занимающееся экопросвещением, раздельным сбором отходов и борьбой против рубок леса, а в минувшую пятницу — «Эковахта Сахалина»* и «Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания»*.

Включение в перечень последнего породило волну мемов: лосося помещали на картину Мунка «Крик» и на знаменитое фото с котами, которым «только показывают» рыб. Пользователи твиттера язвили:

«Лосось был навязан нам Западом с целью вытеснить исконно русского карася». 

Мем про лосося. Фото: соцсети

Мем про лосося. Фото: соцсети

Но на деле смешного в сложившейся ситуации мало.

Спецоперация стала крайне удобным прикрытием для расправы над независимыми экологами и ослабления природоохранного законодательства.

Еще в марте Министерство обороны предложило наделить себя полномочиями рубить леса на всей территории России без разрешительных документов. Якобы — для строительства фортификационных укреплений. Тогда многие экологи отмечали, что идея эта — скорее коммерческая. «Кто-то под предлогом чрезвычайной ситуации пытается получить разрешение где угодно рубить и безнадзорно, без документов вывозить и продавать [леса]», — говорил об инициативе военного ведомства координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов (к слову, также признанный иноагентом).

И вот удивительно: законопроект Минобороны до голосования в Государственной думе не дошел. А предшествовали его снятию с повестки, ну просто по совпадению, отказ ЕС и США от закупок российской лесопродукции и уход из России международной системы лесной сертификации FSC, что закрыло для отечественной древесины все крупные рынки сбыта, кроме китайского, на котором — традиционно демпинговые цены.

Однако интересанты проиграли лишь битву, но не всю специальную операцию против природы. В апреле лояльное властям Российское экологическое общество, возглавляемое не имеющим экологического образования Рашидом Исмаиловым, обратилось в Минюст с просьбой признать WWF (Фонд дикой природы) и активно выступавший против армейских рубок леса «Гринпис» иностранными агентами. Министерство по формальным основаниям в этой просьбе отказало: для иноагентства организация должна быть российской некоммерческой, а «Гринпис» и WWF относятся к другой категории — международных неправительственных.

Но радоваться, как оказалось, нечему: вскоре над «Гринписом» нависла еще худшая опасность — депутат Госдумы от «ЕР» Александр Якубовский потребовал признать организацию «нежелательной». Если это случится, деятельность «Гринписа» в России станет фактически невозможна.

Александр Якубовский. Фото yakubovsky.ru

Александр Якубовский. Фото yakubovsky.ru

Но, может быть, Якубовский так Родину защищает — уж в меру своего понимания? Не похоже. Недовольство депутата вызвала активность экологов по защите Байкала: единоросс стал соавтором законопроекта, разрешающего сплошные санитарные рубки леса на берегах озера (сейчас они прямо запрещены федеральным законодательством), а «Гринпис» — собрал против этой инициативы более 49 000 подписей. Депутат заявил, что защита Байкала не должна сдерживать развитие местных поселений. А развитие местных поселений — это строительство. А супруга Александра Якубовского Ольга, опять же — просто по совпадению, владеет и руководит «Байкальской строительной и девелоперской группой».

Так и получается: как ни посмотришь на защиту национальных интересов и развития страны — везде всплывает вопрос чьих-то денег.

Между тем если сплошные санитарные рубки на берегах крупнейшего в мире пресноводного озера будут разрешены, то под угрозой окажутся 68% байкальских лесов — то есть все деревья, которые не растут на территориях заповедников, охраняемых зон нацпарков и некоторых заказников. Название «санитарные» никого не должно вводить в заблуждение: формально оно, конечно, означает, что рубить должны будут больные деревья, но на деле — больными они могут быть только на бумаге. В конце концов, самая большая незаконная рубка леса в истории России, проходившая в Иркутской области, тоже была санитарной, и под нее выпластали 21 000 «футбольных полей» со здоровыми деревьями (посадили в тюрьму, как водится, стрелочников).

Рубки же лесов неизбежно приведут к загрязнению Байкала и деградации всей его экосистемы: вплоть до гибели животных.

Тут можно сказать: «Гринпис» — еще не нежелательная организация, угроза Байкалу — пока лишь теоретическая, а бесконтрольные рубки леса в интересах Минобороны — так и вовсе отменились. Чего же паниковать? Но у борцов с природой есть и решительные успехи. Причем они зачастую достигаются в тишине.

Гринпис. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Гринпис. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

  • Так, на два года перенесено создание на крупных предприятиях автоматических систем, отслеживающих выбросы вредных веществ. Это касается металлургических и химических заводов, а также предприятий, добывающих нефть, газ и железную руду. Теперь жителям промышленных городов можно забыть о чистом воздухе как минимум еще на пару лет.
  • Госдума разрешила строить на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) магистральную инфраструктуру, включая трубопроводы. Это может привести к деградации растительности и гибели животных на тех землях, где пройдет стройка.
  • 11 ноября дума Чукотки объявила о расторжении сотрудничества с WWF, объяснив это тем, что «организация отторгает у государства земли, создавая охраняемые природные территории». Почему депутаты — те люди, которые уж точно должны знать законы страны, — не знают, что создавать ООПТ в России может только само государство и что такие территории никоим образом от государства не отторгаются — вопрос риторический. Видимо, им просто хотелось найти «врагов России», и других на Чукотке не нашлось. Остается надеяться, что у депутатов хватит компетенций, чтобы запустить хоть какие-то природоохранные проекты, сопоставимые, например, с придуманным WWF «Медвежьим патрулем», в рамках которого была выстроена система реагирования на выходы белых медведей к людям.
  • А 24 ноября Госдума в первом чтении приняла законопроект, запрещающий иноагентам инициировать экологические экспертизы, а иностранным организациям — заниматься их проведением. Теперь осталось только пополнять реестр. Что это значит для обычных россиян? Что при строительстве экологически вредных объектов степень их опасности с большой долей вероятности будут оценивать «правильные» эксперты, уверенно заключающие, что выбросы химического, металлургического или нефтеперерабатывающего завода окажут лишь благотворное воздействие на ваше здоровье.

Архангельское экологическое движение «42». Фото: соцсети

Архангельское экологическое движение «42». Фото: соцсети

«Экологическая вахта Сахалина» 17 декабря, на следующий день после попадания в реестр иноагентов, объявила о прекращении работы в России. За 27 лет организация добилась:

  • строительства очистных сооружений на нефтепромыслах Роснефти;
  • запрета на сброс буровых отходов во все моря РФ;
  • выпуска на свободу 11 косаток и 87 белух из знаменитой «китовой тюрьмы»;
  • и десятков успехов на региональном уровне: от прекращения загрязнения рек до остановки мусорных полигонов.

Происходящее в Украине дало хороший фон для борьбы против российской природы и людей, которые ее защищают, — обществу сейчас не до экологических проблем. Но согласны ли мы потом жить на пустыре?

*Внесены в список иноагентов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow