КомментарийКультура

«Перенеси меня в это загадочное место»

Ушел Анджело Бадаламенти

«Перенеси меня в это загадочное место»
Фото: соцсети

Итальянский композитор Анджело Бадаламенти, ставший постоянным соавтором и творческим партнером кинорежиссера Дэвида Линча, покинул этот мир в возрасте 85 лет. Его музыка звучала во многих фильмах Линча начиная с «Синего бархата» 1986 года и заканчивая третьим сезоном «Твин Пикса» 2017 года. За свою карьеру он сотрудничал со множеством музыкантов, в их числе Нина Симон, Дэвид Боуи, Пол МакКартни и Сьюзи Сью, а также группы Pet Shop Boys и Anthrax.

Изображение
Twin Peaks

«Твин Пикс» / 1990

Одна из самых узнаваемых и культовых мелодий в истории телевидения, получившая премию «Грэмми». Для Дэвида Линча звучание его фильмов имело первостепенное значение. Поэтому «Твин Пикс» начался именно с музыки. Еще не было никаких съемок, не было готового сценария, все началось со звука.

Вот как рождалась знаменитая мелодия.

Анджело Бадаламенти сидит за клавиатурой Fender Rose, на котором впоследствии были сочинены основные темы к «Твин Пиксу». Дэвид Линч рядом. На крышке пианино стоит кассетный рекордер, чтобы записывать и прослушивать результат работы.

Бадаламенти: «Итак, что ты видишь, Дэвид? Просто скажи, что это?»

Дэвид начинает: «Окей, Анджело, мы в темном лесу. Легкий ветер колышет листья платанов. Выглядывает луна. На фоне слышны звуки диких животных. Где-то ухает сова. Мы в темном лесу. Перенеси меня в это загадочное место».

Анджело начинает играть аккорды в низком регистре…

Линч: «Анджело, это прекрасно! То что нужно. Соответствует настроению. Но не мог бы ты сыграть это медленнее?»

Бадаламенти: «Медленнее, Дэвид? Хорошо».

Бадаламенти продолжает…

Линч: «Вот оно. Хороший темп. Просто продолжай».

В голове Линча проносятся воображаемые образы.

Линч: «Так, Анджело, теперь музыка немного изменится. Потому что из чащи леса выходит одинокая девушка. Ее зовут Лора Палмер. Она очень печальна. Подбери что-нибудь подходящее для этого».

Маэстро импровизирует…

Линч: «Да, то что нужно! Очень красиво. Я вижу ее. Она идет прямо в камеру. Подходит ближе. Продолжай сочинять! Она совсем близко! А теперь достигни апогея!»

Маэстро переходит в повышенный регистр…

Линч: «Это прекрасно, Анджело! Это разрывает мое сердце на части! Продолжай! А теперь она уходит. Начинай падать. Падаем. Падаем. Падаем. Темный лес возвращается. Продолжай затухать. Очень тихо и таинственно».

Мелодия все тише и тише, пока полностью не растворяется во мраке.

Линч встает. Крепко сжимает руку Бадаламенти и говорит: «Это и есть Твин Пикс, Анджело».

Композитор отвечает: «Хорошо, Дэвид. Я пойду домой и продолжу работать над мелодией».

Линч: «Анджело, только прошу, ничего не меняй, ни единой ноты. Твин Пикс именно такой, каким мы его сейчас увидели».

Изображение
Lost Highway

Шоссе в никуда / 1996

Это единственный случай, когда в музыке к фильму Дэвид Линч использовал актуальную и модную на момент съемок музыку, которая была написана не специально для фильма. При этом Бадаламенти остался главным композитором, ко мнению которого прислушивался Линч; может быть, поэтому до проекта не были допущены британцы Coil, уж слишком они казались радикальными в своих выходках. Но напряженный, наэлектризованный сюжет картины требовал ярких и громких композиций. Вот прямо как в «Прирожденных убийцах» Оливера Стоуна. Так в проект «Шоссе в никуда» был приглашен Трент Резнор, который в 1994 году работал саундтрек-компилятором у Стоуна. Резнор, в свою очередь, привел на проект эпатажного рокера Мэрилина Мэнсона, ко всему прочему, сыгравшего в фильме эпизодическую роль. Кроме создания собственно музыки Резнор отвечал еще и за звуковые спецэффекты, и немалая часть магии фильма — это его заслуга.

Rammstein в фильме — тоже довольно необычная история. Неоднократно повторяющиеся на протяжении фильма работы немецкой группы попали в саундтрек благодаря стечению обстоятельств. Музыканты регулярно присылали Дэвиду Линчу свои новые записи в надежде, что он согласится снять для них видеоклип. В итоге в распоряжении съемочной группы имелось приличное количество аудиокассет, которые время от времени звучали на съемочной площадке. Закончив работу над сценарием, Дэвид Линч наконец прослушал присланную музыку и нашел ее подходящей для своего нового фильма. Еще один музыкант, Барри Адамсон, попал в список авторов опять же благодаря эпизодическому участию в саундтреке «Прирожденных убийц» и знакомству с Резнором.

Стоит упомянуть и о появлении в фильме музыки Дэвида Боуи. Линч, по его собственным словам, впервые услышав I’m Deranged, представил вводную сцену с мелькающей дорожной разметкой в том самом виде, в котором она вошла в фильм. Так легко воздушная песня Дэвида Боуи стала заглавной композицией фильма.

Изображение
Mulholland Drive

Малхолланд Драйв / 2001

Практически вся музыка к фильму была написана Анджело Бадаламенти. Главная тема, исполненная мрачно звучащим симфоническим оркестром, рефреном проходит почти через все композиции за авторством Бадаламенти. Величественные ноты создают эффект огромного пространства, в котором с минуты на минуту произойдет нечто ужасное.

К слову, Бадаламенти, номинированный на премии «Золотой глобус» и BAFTA за музыку к фильму, также сыграл в фильме небольшую роль мафиози, любителя эспрессо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow