КомментарийПолитика

Разрешено нигде

Президент подписал закон, фактически отменяющий конституционное право на свободу собраний

Разрешено нигде
Петр Саруханов / «Новая газета»

Президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подавляющая часть этого закона направлена на то, чтобы максимально усложнить жизнь иностранным агентам и лицам, «находящимся под иностранным влиянием».
Но есть в этом законе и то, что иноагентов напрямую не касается. Зато касается конституционного права граждан на свободу собраний, которое отныне скукоживается до минимума. Причем входя в противоречие даже с позицией Конституционного суда.
Если кратко, то митинговать отныне будет разрешено примерно нигде.

Прежняя редакция статьи 8 закона 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещала проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к «опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности».

На путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи.

В пограничных зонах (без разрешения «уполномоченных органов»).

И на территориях, «непосредственно прилегающих к резиденциям президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

Теперь список запретных зон существенно дополнен.

В него включены здания и территории речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, морских, речных портов и пристаней.

Здания и территории образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, детские и спортивные площадки.

Культовые помещения, здания и сооружения, а также их земельные участки (в том числе, находящиеся в собственности религиозных организаций). Единственное исключение — места, где проводятся публичные богослужения и другие религиозные обряды и церемонии.

И, наконец, здания органов публичной власти, а также территории, непосредственно прилегающие к таким зданиям, объектам жизнеобеспечения, в том числе, обеспечивающим функционирование электрических, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоснабжения и (или) водоотведения, сетей газоснабжения.

Главное здесь, конечно же, — запрет проводить публичные акции на территориях, прилегающих к зданиям, где находятся органы власти.

Более того, запрещено это делать и в самих зданиях. Нельзя будет провести ни митинг, ни пикет ни у здания Госдумы, ни у здания правительства России, ни у здания, которое занимает, например, петербургская администрация или Законодательное собрание. Ни у районного, ни у городского совета или администрации. И так далее.

Но где же гражданам выражать свое отношение к решениям органов власти, если они ими недовольны, как не рядом с ними, непосредственно у источника недовольства?

Вопрос вовсе не риторический — три года назад им задался Конституционный суд, куда обратились жительницы Коми, желавшие провести у здания администрации городского округа Сыктывкар митинг с обсуждением плохой работы общественного транспорта. Они получили отказ — мол, нельзя, в соответствии с республиканским законом, митинговать ближе чем в 50 метрах от входа в здание администрации. И пожаловались в КС, заявив, что этот запрет имеет «главным своим предназначением воспрепятствование адресной публичной критике региональных и местных чиновников со стороны граждан и их объединений».

Решение суда, принятое в ноябре 2019 года, оказалось очень важным.

КС постановил, что этот запрет означает, по сути, «введение непреодолимого барьера для реализации на территории Республики Коми права на свободу мирных собраний вблизи любых органов региональной и муниципальной власти, а также любых республиканских государственных учреждений».

И что нельзя «автоматически» отказывать в проведении публичных акций в «запрещенных» местах без оценки того, действительно ли конкретная акция, которая предлагается, несет какую-либо угрозу для прав граждан, общественной безопасности и правопорядка.

Кроме того, КС рассмотрел тогда и региональный запрет на проведение публичных акций в местах, где их проведение «может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

Под подобными предлогами — якобы «создания помех для пешеходов или транспорта» — запрещают публичные акции во многих регионах (в том числе, конечно, и в Петербурге). Так вот, КС признал этот запрет неконституционным!

Суд отметил, что «проведение публичных мероприятий, как правило, сопряжено с известными неудобствами для не участвующих в них граждан» (создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.п.),

но «такого рода издержки свободы мирных собраний сами по себе не могут служить веской причиной для отказа в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Поэтому «компетентные органы и должностные лица обязаны стремиться к принятию всех зависящих от них мер для их легального проведения в избранном организаторами месте и в запланированное время, в том числе, посредством минимизации вызываемых ими последствий, а не пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации права на организацию и проведение публичных мероприятий в указанном в уведомлении формате»…

Три года в Госдуме не торопились выполнить решение КС — и наконец сподобились. Но сделали ровно обратное: ввели на федеральном уровне запрет проводить публичные акции не только у органов власти, но и у образовательных учреждений. Для справки: региональный запрет митинговать у образовательных учреждений действует в Петербурге — и на его основании уже много лет запрещают митинги на площади Сахарова, на краю которой находится один из входов в Санкт-Петербургский государственный университет. Причем запрещают даже в выходные дни, когда в СПбГУ нет занятий.

Правда, исполняя решение КС, из закона 54-ФЗ теперь убрано право регионов вводить дополнительные «запретные места» для митингов и пикетов под предлогом якобы создания помех для пешеходов, транспорта или доступа к объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Но не спешите радоваться: вместо этого 54-й закон теперь содержит абсолютно «резиновые» формулировки!

Теперь регионам разрешается «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности» вводить запретные зоны для публичных акций, если это «обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта Российской Федерации».

И устанавливать «иные места, в которых проведение публичных мероприятий ограничивается по времени их возможного проведения».

На таких «основаниях», ссылаясь на «исторические» или «объективные особенности», в любом регионе могут запретить проведение публичных акций просто где угодно. В любых местах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow