КомментарийЭкономика

Нефть «под потолком»

Эмбарго на морской экспорт нефти из РФ и ценовые ограничения могут привести к неожиданным последствиям

Нефть «под потолком»
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Теперь официально — Евросоюз опубликовал решение о введении потолка цен на российскую нефть на уровне $60 за баррель, которое вступает в силу 5 декабря, то есть сегодня. «Для достижения целей ограничения цены, в том числе ее способности снижать доходы России от продажи нефти, предельная цена должна быть как минимум на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных Международного энергетического агентства», — говорится в документе. Что дальше?

Продавцы и покупатели

Позиция правительства РФ по поводу решения ЕС была заявлена давно (и многократно повторялась) — в страны, которые будут соблюдать соглашение о ценовом потолке, нефть поставляться не будет. Впрочем, инициаторы введения «ценового потолка» и не собираются эту нефть покупать — с 5 декабря вступает в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС. Правда, запрет касается только морских поставок — но на них приходится 75% всего российского нефтяного экспорта в Европу.

Если год назад европейцы покупали не менее 4 млн баррелей в сутки из 8 млн б/с совокупного российского экспорта, то к октябрю, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), объем российского экспорта в ЕС сократился примерно до 2,5 млн б/с. А после 5 декабря российским экспортерам придется искать новых покупателей на 1 млн баррелей в сутки, которые до сих пор поставляются в ЕС. И вопрос сейчас в том, на каких условиях и по каким ценам будут осуществляться эти поставки.

Большинство экспертов согласны во мнении, что

многое будет зависеть от того, как себя поведут главные покупатели российской нефти — Китай и Индия (на них сейчас приходится две трети российского экспорта). Присоединяться к соглашению о ценовом потолке или каким-либо образом его официально поддерживать они не собираются.

Предложение, от которого сложно отказаться

На самом деле соглашение о ценовом потолке — это не про поставки российской нефти в Европу, с ними все понятно. Это более сложный механизм, призванный сделать покупателям российской нефти из Индии и Китая предложение, от которого сложно отказаться, — воспользовавшись «ценовым потолком», получить дополнительные преференции от российских поставщиков или заставить российских поставщиков принять на себя максимум издержек.

Дело в том, что «европейское эмбарго» на покупку российской нефти запрещает европейским судоходным компаниям ее перевозить, а страховым компаниям — страховать. Но европейские компании обеспечивают 50% мирового рынка танкерных перевозок и 90% рынка страхования таких перевозок.

Если компании из Индии и Китая хотят сохранить доступ к услугам европейских компаний, им придется соблюдать ценовые ограничения на покупку российской нефти — даже без всяких громких заявлений о санкциях.

А позиция Китая и Индии как «покупателей российской нефти» сильнее, чем позиция РФ как продавца. В сущности, эти две страны (плюс Турция) только и остаются покупателями нефти из РФ.

По данным китайской таможенной статистики (официальной российской в открытом доступе нет), по итогам десяти месяцев 2022 года импорт из России в Китай увеличился до $94,3 млрд (плюс 49,9%), а вот экспорт Китая в РФ также увеличился, но… до $59,6 млрд (плюс 12,8% к аналогичному периоду 2021 года). Для сравнения — в 2021 году импорт КНР из России составил $79,32 млрд, в то же время экспорт Китая в РФ достиг $67,57 млрд.

В то же время в общем китайском импорте в 2022 году доля поставок из РФ с начала года выросла до 4% (2,9% в 2021 году), а доля поставок в Россию в экспорте КНР сократилась до 1,9% (2% в 2021 году). Очень приблизительно можно сказать, что за такие же объемы поставок товаров из Китая Россия расплачивается значительным увеличением объемов поставок своих товаров — в первую очередь сырья.

Если бы европейские страны просто отказались от закупки российской нефти, то сокращение объемов поставок из РФ могло бы спровоцировать рост цен, который помог бы российскому правительству сохранить свои доходы.

А сейчас китайские и индийские покупатели вполне могут диктовать РФ свои условия — да, вполне приемлемые сегодня, но никто не может сказать, как «дружественные покупатели российской нефти» поведут себя завтра. Только в ходе переговоров о «ценовом потолке» цена на баррель Urals с поставкой в порт Приморск под Санкт-Петербургом снизилась до $45,3 в последнюю неделю ноября.

Никто, собственно, и не требует, чтобы российская нефть продавалась «ниже потолка», говорил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо в начале октября. Найдете покупателей — продавайте. Но не через европейские компании. Хотите использовать шипинговые, брокерские и страховые услуги «альтернативных поставщиков» — пожалуйста. Хоть свои собственные. Только это будет дороже. А уж какие условия вам выдвинут «дружественные покупатели», знающие о «ценовом потолке», — это, собственно, их бизнес. Фактически ЕС и США делают «друзьям РФ» предложение выкрутить руки поставщику и заработать больше денег.

А что, если она подешевеет?

Еще в октябре глобальное сообщество академических исследователей и руководителей лидеров финансовых компаний IGM Forum опросило ведущих мировых экономистов на предмет их мнения по поводу эмбарго на нефть из России.

Было задано два вопроса — первый:

  • «Что вы думаете об эффективности ограничения закупочных цен на российскую нефть для снижения российских доходов?»;
  • и второй: «Повлияет ли эта мера на мировые цены на нефть?» В опросе приняли участие 77 экспертов — 39 из США и 38 из Европы.

В целом уверенность в эффективности ценового потолка как средства ограничения российских доходов выразили 69% среди всех опрошенных (в том числе среди экспертов из США — 64%, из Европы — 73%), 23% «не уверены» (28% из США и 20% из Европы), 8% не согласны (такая же цифра отдельно по США и по Европе).

С мнением, что этот потолок не окажет влияния на мировую цену нефти, в целом согласны 54% экспертов (50% из США и 59% из Европы), 35% сомневаются (40% из США и 30% из Европы), 10% не согласны (11% из США и 11% из Европы). Многие ученые отмечают, что в этом вопросе слишком велика неопределенность и многое будет зависеть от того, сократятся ли и насколько поставки из России и как себя поведут Индия и Китай.

Фредерик ван дер Плуг. Фото: википедия

Фредерик ван дер Плуг. Фото: википедия

Но самое примечательное мнение среди участников опроса выразил нидерландский экономист Фредерик ван дер Плуг, профессор Оксфордского университета:

«Китай и Индия будут скорее покупать нефть у России со скидкой, чем у Саудовской Аравии и других продавцов. Следовательно, это снижает цену на нефть и для Запада».

Прав ли в своем прогнозе один из ведущих исследователей в области макроэкономики, мы скоро узнаем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow