КомментарийОбщество

Больше не зумеры

Как санкции и контрсанкции сказываются на системе российского высшего образования

Больше не зумеры
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Санкции затронули абсолютно все сферы жизни граждан, и высшее образование не стало исключением. Отменены десятки программ по обмену студентами и признании дипломов, отключены онлайн-сервисы. К тому же политическая позиция российской власти предполагает добровольно-принудительное расставание с западными образовательными программами: еще 24 мая министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил о выходе России из Болонской системы.

Как изменилась жизнь российских университетов

Болонская система образования пришла в Россию в 2003 году. На данный момент ее поддерживают 47 стран.

Основные преимущества:

  • двухуровневая система высшего образования (бакалавриат — четыре года и два года —магистратура);
  • возможность студентов самостоятельно выбирать дисциплины для изучения;
  • взаимное признание научных степеней и дипломов, что упрощает переход из университета одной страны в университет другой без потери курса и специализации;
  • часто нет необходимости сдавать дополнительные экзамены при переходе в другой университет.

О недостатках Болонской системы в российском публичном поле говорили давно, ведь они тоже имеются, но повод отказаться от нее «появился» только сейчас.

Как это повлияет на жизнь студентов?

  • Во-первых, снизит их потенциальную международную мобильность. Если раньше можно было закончить бакалавриат в России и продолжить обучение по такому же или схожему профилю в магистратуре другой страны, то теперь эти пути осложнены.
  • Во-вторых, на стажировку и/или работу за рубежом студентам с российским дипломом рассчитывать теперь практически не приходится: процесс признания дипломов заморожен. И хотя научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов в комментарии «Коммерсанту» высказал сомнение, что в случае выхода России из Болонского процесса другие страны перестанут признавать российские дипломы, опасения не беспочвенны.
  • В-третьих, программа международного обмена студентами Erasmus+ тоже попала под раздачу Минобрнауки: ведомство посоветовало вузам от нее отказаться.

Сохраняется ли сейчас возможность для российских студентов поехать учиться, например, в страны ЕС? Мизерная — да.

Бернандо Паоли. Фото: moda.ru

Бернандо Паоли. Фото: moda.ru

На мои вопросы согласился ответить Бернандо Паоли, основатель компании Studies & Careers, которая занимается обучением российских студентов за рубежом.

— Как изменилась политика ЕС (и Италии, в том числе) к приему на обучение студентов из России? Старые программы действуют, продолжается ли сотрудничество с российскими вузами-партнерами?

— Политика по отношению к приему студентов не едина в ЕС, каждое государство ведет ее по-своему, и студенческие визы являются национальными: для получения студенческой визы в разных странах ЕС существуют разные правила. В связи с этим можно сказать, что некоторые страны (например, Чехия) ввели серьезные ограничения к выдаче студенческих виз для россиян, а другие страны, например, Италия, не изменили свою политику. Некоторые программы сотрудничества и обмена приостановили свое действие, но тенденция к тому, чтобы продолжить прием студентов из РФ, есть.

— Насколько сложнее сейчас российским студентам поехать в Европу учиться? Что с визами?

— Сложности возникают, безусловно, на уровне банковских переводов для оплаты программы обучения и в плане мобильности: стало сложнее перебраться в Европу. В некоторых странах студенты испытывают сложности в попытке снять квартиру или комнату, но в Италии такого нет. Студентам нелегко приходится и на уровне открытия банковских счетов в Европе, а российские карты попросту не работают. Тут выручает карта Unionpay, которую принимают в странах ЕС.

— Прекратился ли поток студентов полностью? Может ли он когда-нибудь возобновиться?

— Поток студентов не прекратился, я бы даже сказал, что сейчас гораздо больше желающих, чем прежде. Конечно, многих пугает риск столкнуться с определенными ограничениями. Но сейчас, например, итальянское консульство оформляет больше студенческих виз, чем в пандемийные годы. В любом случае итальянские вузы ждут студентов из России и очень хорошо к ним расположены.

Джованни САВИНО

историк, профессор Пармского университета:

«Не существует единой политики ЕС в области университетского образования, и это чувствуется в вопросе приема российских студентов. В Италии еще принимают студентов. Но здесь проблемы другие: например, итальянские банки отказываются открывать счета российским гражданам под предлогом, что могут быть «незаконные транзакции в обход санкций». Другое дело, в таких странах, как Эстония, где есть славная традиция славистики в Тартуском университете, не выдают визы, но в самом университете принимают на докторантуре. Такая политика играет на руку российской пропаганде».

Помимо самовыпила России из Болонской системы наша страна попала под вал санкций, которые затронули и сферу образования. Что теперь недоступно российским студентам и научным сообществам университетов:

  • Агентство Quacquarelli Symonds составляет глобальный список лучших вузов QS World University Rankings. Он оценивает университеты сразу по всем параметрам, и, хотя помимо него существует и другие списки, этот — один из авторитетнейших. Именно это агентство прекратило сотрудничество с Россией и Беларусью. А это означает, что теперь отечественные вузы (которых в рейтинг входило целых 48) в этом списке представлены не будут.
  • 15 крупнейших издателей научных журналов приостановили продажу своей продукции организациям России и Беларуси. Алексей Хохлов, вице-президент РАН, подсчитал, что Россия потеряет доступ к 97,5% научной информации, распространяемой по подписке, — его слова приводит «Коммерсантъ».

Однако группа ученых из США, Канады и Великобритании опубликовала обращение в журнале Science, в котором призвала не прекращать сотрудничество с российскими учеными:

«Прекращение любого взаимодействия с российскими учеными стало бы серьезным препятствием для множества западных и глобальных интересов и ценностей, которые включают достижение быстрого прогресса в решении глобальных проблем, связанных с наукой и технологиями, поддержание неидеологических линий связи через национальные границы и противодействие идеологическим стереотипам и неизбирательным преследованиям».

В качестве третьего ограничения можно назвать либо трудности с оплатой, либо ее невозможность в связи с отключением России от многих мировых платежных сервисов и систем, вследствие чего в марте-апреле многие студенты, обучающиеся за границей, оказались в патовой ситуации: платить за обучение надо, а физически этого сделать нельзя.

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Наиболее заметными для самих студентов стали цифровые ограничения:

  1. Онлайн-платформа на основе искусственного интеллекта для помощи в общении на английском языке Grammarly прекратила деятельность в России;
  2. Storytel — шведская компания и одноименный стриминговый сервис аудиокниг, насчитывающий более 20 тысяч книг на русском языке, — недоступен;
  3. Tableau и SPSS — программы для обработки, анализа и визуализации больших данных российским студентам больше недоступны;
  4. Canva — сервис для создания презентаций и визуального редактирования — с российских IP-адресов не открывается;
  5. Zoom — программа для онлайн-конференций отключила возможность покупки платной подписки для российских вузов, а на этом держалась вся удаленка;
  6. Великое множество студенческих подписок (они обычно дешевле «стандартных» на 20–30%) на разного рода сервисы — также отключены.

Санкции и выход из Болонской системы чрезвычайно тяжело даются российской системе высшего образования. Но единственное, что можно утверждать сейчас, — положение не безнадежное. Возможность обучения за границей хоть сузилась, но все же остается. У России со странами Запада в этой сфере было слишком много связей, чтобы их можно было в один момент легко разрушить. А это означает, что «закрыть» Россию от мирового академического сообщества не получится — ни санкциям, ни сенаторам и министрам. Мир, в отличие от политиков, изменился.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow