КомментарийЭкономика

Что упало, то — упало

Оживление производств, переживающих кризис прямо сейчас, требует снижения ключевой ставки, но для ЦБ инфляция страшнее

Что упало, то — упало
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Неприятные симптомы

Пять недель назад, объявляя о решении совета директоров ЦБ РФ установить ключевую ставку 7,5%, Эльвира Набиуллина дала понять, что дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики не будет — растут риски инфляции.

О том, что цены, притормозившие к концу лета, могут вот-вот пойти вверх, предупреждают как производители, так и потребители. «Ценовые ожидания предприятий росли два месяца подряд и достигли уровней начала 2021 года. Наиболее значимое повышение ценовых ожиданий показали предприятия энергетического комплекса в свете предстоящей повторной индексации тарифов на коммунальные услуги в текущем году», — сообщает «Мониторинг предприятий. № 6, октябрь 2022 года», подготовленный Департаментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Рост индексов ценовых ожиданий был зафиксирован практически во всех отраслях, за исключением обработки и сельского хозяйства,

но справедливости ради скажем: рост этот был незначительным, и говорить, что ценовые ожидания бизнеса резко повысились, нельзя. Но здесь важна тенденция — эти ожидания остаются выше, чем даже в «докарантинный период», не говоря уже о ситуации, сложившейся в последние восемь месяцев. Впечатление такое, что бизнес «ждет удобного случая», чтобы начать переписывать ценники. Что-то должно случиться.

Похоже, того же самого неприятного события ждут и покупатели.

Опрос населения инФОМ «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», проводившийся с 3 по 13 октября по заказу ЦБ РФ, зафиксировал ухудшение потребительских настроений, но исключительно в части ожиданий. При этом оценка текущего состояния практически не изменилась.

  • Индекс оценки текущей ситуации поднялся с 80.1 до 80.3.
  • Индекс ожиданий снизился со 109.6 до 101.0.
  • Индекс потребительских настроений (композиция двух предыдущих) опустился с 97.8 до 92.7.

В этой истории можно выделить сразу два сюжета.

Сюжет первый —

люди начинают тревожиться за будущее, причем не только за свое.

Проблема здесь не в том, что потребительские настроения меняются от плохого к идеальному, а потом идут вниз, а в том, что они буквально скачут — в марте «индекс ожиданий» падает до минимума (86 пунктов) вместе с оценкой текущего положения (63 пункта), в апреле «ожидания» «взлетают обратно» (причем оценка людьми текущего положения почти не меняется), а потом «ожидания» карабкаются к историческому пику вместе с оценкой текущей ситуации. В общем, понятно, спасибо телевизору, который все объяснил: вот сейчас еще немного — и «ка-а-ак заживем!!!» (тем более что полки в магазинах не опустели, а зарплаты продолжают выплачиваться, да и массовых увольнений вроде как нет).

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

В августе «оценка текущего состояния» стабилизируется, а вот ожидания начинают ухудшаться…

Что здесь важно?

Отвечая в рамках опросов, в которых людей просят не одобрять начальство, а оценить собственную жизнь, люди пытаются послать власти сигнал, что они думают на самом деле. Это, в принципе, единственная возможность сейчас выразить собственное отношение к происходящему без последствий для себя — ну сказал человек, что ждет для себя плохого, и что ты ему сделаешь? Кому сейчас легко?

Сюжет второй — это умеренный рост инфляционных ожиданий, продолжающийся уже третий месяц. Сильного роста цен в следующем месяце ожидает 15% опрошенных, а умеренного — 42%. В следующем году сильный рост цен прогнозируют 22% респондентов, умеренный («так же, как и сейчас») — 45%.

Половина респондентов оценивает «ожидаемую инфляцию» выше 12,8%, половина оценивает ее ниже, т.н. «медианная оценка». В сентябре эта оценка была на уровне 12,5%. А вот «наблюдаемая инфляция» снижается, ее медианная оценка составляет 18,2%, что, впрочем, в полтора раза выше официальных оценок и прогнозов. С 18 по 24 октября ИПЦ вырос на 0,08% vs 0,02% и 0,03% в предыдущие две недели. Рост цен с начала октября — 0,16%, с начала года — 10,64%, годовой показатель — 12.9% гг.

Правда,

«оценка инфляции» — это очень специфический показатель. Люди в России жалуются на цены всегда, даже если эти цены почти не растут.

Недовольство ценами — другой вид разрешенного недовольства начальством, против которого власти, в общем нечего возразить — ну как ты скажешь, что ничего не подорожало?

Но такие ожидания — повод для ЦБ РФ не снижать ключевую ставку на ближайшем заседании совета директоров, а может быть, ее и повысить.

Производство пошло «не так»

Да, но против повышения ставки говорят новые данные Росстата, согласно которым промышленное производство в сентябре 2022 года снизилось на 3,1% к сентябрю 2021 года. По сравнению с августом 2022 года рост составил 0,5%. (В целом за девять месяцев 2022 года промышленное производство увеличилось на 0,4% по сравнению с январем — сентябрем 2021 года.)

Снижение объемов производства в сравнении с сентябрем 2021 года показали все четыре сектора промышленного производства, учитываемые при расчете индекса, подчеркивает Росстат.

Добыча полезных ископаемых снизилась на 1,8% по сравнению с сентябрем 2021 года и на 1,1% по сравнению с августом 2022 года. В частности, добыча нефти и газа в сентябре 2022 года сократилась на 2,2% к сентябрю 2021 года и на 1,9% к августу 2022 года. Добыча нерудных ископаемых — на 1,8% к сентябрю 2021 года и 5,5% к августу 2022 года, добыча металлических руд — на 6,5% и на 4,3% соответственно.

Обратите внимание: Росстат говорит о «добыче нефти и газа», не разделяя их, но для того чтобы оценить ситуацию с добычей газа, можно обратиться к официальным релизам «Газпрома» — «Добыча и поставки газа: итоги девяти с половиной месяцев».

С 1 января по 15 октября 2022 года «Газпром», по предварительным данным, добыл 327,4 млрд куб. м газа. Это на 18% (на 72 млрд куб. м) меньше, чем в прошлом году, сообщает корпорация, экспорт в страны дальнего зарубежья составил 89,3 млрд куб. м — на 41,4% (на 63 млрд куб. м) меньше, чем за тот же период 2021 года.

Спрос на газ компании из газотранспортной системы на внутреннем рынке за этот период уменьшился на 5,2% (на 9,5 млрд куб. м). Примечательно, что еще по итогам девяти месяцев фиксировалось сокращение на 4,1% гг (на 7,2 млрд куб. м). Это может говорить о значительном снижении спроса на газ внутри страны, хотя до сих пор спрос снижался плавно. Возможно, это следствие углубления спада в промышленности, хотя уверенно утверждать этого нельзя.

Работа Туринского целлюлозно-бумажного завода в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Работа Туринского целлюлозно-бумажного завода в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Ситуация «по отраслям» выглядит так.

Снижение объема выпуска продукции (по сравнению с сентябрем 2021 года) наблюдалось в сентябре 2022 года в следующих отраслях:

  • производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — -51,8%;
  • ремонт и монтаж машин и оборудования — -20,0%;
  • обработка древесины — -19,8%;
  • производство прочих транспортных средств и оборудования (включая авиационную технику, судостроение и т.д.) — -16,1%;
  • производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (в том числе станкостроение, выпуск металлургического, горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственной техники и т.п.) — -6,8%;
  • производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) — -5,4%;
  • химиндустрия — -4,9%, производство резиновых и пластмассовых изделий — -1,5%;
  • производство электрооборудования — -4,5%;
  • металлургическое производство — -2,4%.
  • Но есть и хорошие новости. Отрасли, показавшие рост производства (по сравнению с сентябрем 2021 года):
  • выпуск лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, — +11,9%;
  • производство одежды — +5,6%;
  • сервисные услуги в сфере добычи полезных ископаемых — +5,4%;
  • производство табачных изделий — +4,1%;
  • производство напитков — +4,1%;
  • производство компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий — +3,0%;
  • производство бумаги и бумажных изделий — +2,1%;
  • производство продуктов питания — +1,8%.

О чем говорят эти данные? О том, что все идет нехорошо с наукоемким производством, опиравшемся на иностранные технологии, комплектующие и компоненты. В любом случае, для оживления производства нужны деньги и облегчение доступа к кредиту, то есть понижение ставки.

Но. Центральный банк отвечает не за «экономический рост», а за «финансовую стабильность». И скорее всего, завтра финансовый регулятор постарается дать обновленную оценку экономической ситуации, сохранив ключевую ставку на уровне 7,5%.

Инфляции и разбалансировки финансов власти опасаются сильнее, чем экономического спада. А вот дальше ставка будет расти.

(Впрочем, Банк России имеет репутацию самого непредсказуемого финансового регулятора в мире.)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow