КомментарийОбщество

«Стоял тот дом, всем жителям знакомый…»

Уникальный образец конструктивизма, кирпичный Дом просвещенцев в Самаре, даже после капремонта хотят признать аварийным и снести. Кто и почему?

«Стоял тот дом, всем жителям знакомый…»
Дом просвещенцев. Самара. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

В 2019 году старый центр Самары получил статус исторического поселения. Однако градостроительные регламенты и список ценных градоформирующих объектов не приняты до сих пор. Зато все широкое распространение получает практика, при которой здания (как раз в границах этого поселения) признают аварийными на основании весьма сомнительных экспертиз. Затем расселяют и сносят.

В отдельных случаях, когда в аварийные определяют крепкий добротный дом, сносить его после расселения совсем необязательно. Снос останется на бумаге, а в реальности у здания могут появиться новые перспективы. Примерно в таком положении оказался сейчас первый в СССР кирпичный Дом просвещенцев. В 1935 году возведенный жилищно-строительным кооперативом Самары для учителей и на их деньги, он был введен в эксплуатацию. Трехэтажное здание на улице Галактионовской, 45, находится в самом центре города и являет собой яркий образец позднего конструктивизма.

В конце 2017-го Дом просвещенцев был основательно отремонтирован за счет взносов жильцов в фонд капремонта. А потом вокруг него начали происходить какие-то малопонятные телодвижения.

Так, в один из дней с фасада здания была сбита памятная доска «ДОМ ПРОСВЕЩЕНЦЕВ». Сразу поясню: сбита не вандалами, а по распоряжению властей — это известно доподлинно.

Сам дом неожиданно признали аварийным и определили под снос.

С жильцами Дома просвещенцев, а всего в нем 12 квартир, мы встречаемся во дворе — небольшом и ухоженном. Ольга Афанасьевна живет здесь еще с тех времен, когда в доме были коммуналки с общими кухнями.

— Я здесь с 1945 года, — рассказывает женщина. — А дом 1935 года, это официально. Но когда мой брат родился в 1933-м, родители уже жили здесь. Директора школ здесь проживали, учителя. Сейчас по три комнаты имеют, а раньше соседями по коммуналке жили.

Мать Ольги Афанасьевны была учительницей начальных классов. Отец — сначала директором школы, а затем директором фабрично-заводского училища. С 30-х годов здесь уже три поколения сменилось. Другой участник разговора — Борис — из поколения более позднего, тоже из семьи учителей. Он и сам преподавал в школе музыку. Разговор Борис начинает с главного.

— Сейчас в России сохранилось всего два кирпичных дома просвещенцев, построенных по разным проектам: здесь — 1935 года, а в Волгограде — 1939-го. В нашем доме сохранились оригинальные элементы декора, исторические интерьеры лестничных клеток, первоначальные столярные заполнения окон, оригинальные переплеты оконного проема на лестничной клетке, характерные для зданий эпохи конструктивизма. И такой уникальный дом неожиданно признают аварийным. У нас ведь в 2017-м сделали капремонт…

Это как же хорошо надо жить, чтобы подобные здания отправлять под снос? Стены в полметра толщиной, основательные лестницы внутри, новая крыша, идеальный фасад. Получается, вчера отремонтировали, а сегодня под снос? Деньги, зарытые в песок?

Фото: Светлана Маковеева

Фото: Светлана Маковеева

— На втором слушании суд запросил у фонда капремонта подробности, — к разговору присоединяется еще одна жительница дома, Анна Борисовна. От ее имени в суде оспаривается решение о сносе. — Первоначально они дали ответ-отписку: да, действительно, в 2017 году был капремонт фасада и крыши в связи с программой подготовки к чемпионату мира по футболу. Суд запросил подробности. И на третье заседание фонд прислал и смету, и перечень сделанных работ. Из этого уже было понятно, что состоялся полноценный ремонт. Я в свое время как раз подписывала акты приемки. Сейчас говорят, были трещины сквозные. Утверждаю: никаких трещин, которые якобы заделывались, не было.

Говорить сейчас могут все что угодно. Главное — чтобы в тему. Точнее, в пользу аварийности здания. Надо же как-то убедить людей, что их дом совсем плох. Что до капремонта… Ну сделали… и забыли. Тем более что аварийное состояние уже зафиксировано и документально оформлено. Формулировка выглядит так: на основании технического заключения по обследованию строительных конструкций, выполненного ООО «АБ Вира», межведомственная комиссия Самарского района 25.01.2022 года приняла заочное решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Соответствующее распоряжение городских властей подписано.

Объяснений и встреч с жильцами не последовало. На заседание межведомственной комиссии их не пригласили. Хотя собственники имеют законные основания участвовать в нем с правом совещательного голоса.

Скажу больше: о принятом решении людям даже не сообщили. Лишь несколько месяцев спустя кинули в почтовый ящик копию распоряжения о сносе и расселении. Вот так — между делом — жильцы узнали, что сидят, по сути, на чемоданах. А на событиях, предшествующих этому, стоит остановиться подробнее.

Начнем с того, что эксперта, который признал дом аварийным, никто из жильцов в глаза не видел. А эксперт, как выяснилось, не видел дома. Впрочем, нет — видел. На фотографиях, скачанных из интернета. По этим снимкам дистанционно он и определил степень изношенности здания. Точнее, признал нежизнеспособным. Самое время пояснить, откуда, собственно, появилось это виртуозно работающее на расстоянии ООО «АБ Вира».

— Нам объяснили, что компания выиграла тендер на 188 домов, — рассказывает Борис. — Суть тендера в том, чтобы обследовать эти дома и выяснить: аварийные они или нет. А теперь посмотрите экспертное заключение и наши доказательства — практически все описано не так.

Доказательств много. Строго говоря, техническое заключение не соответствует реальному состоянию здания. Кроме того, содержит вопиющие ошибки. Они прямо указывают на то, что никакого обследования не проводилось вовсе. Иначе как можно спутать красный кирпич с силикатным, а металлическую входную дверь описать как деревянную?

— Да они вообще ничего не смотрели, — возмущается Ольга Афанасьевна. — Сами на суде сказали.

— В реальности невозможно за 60 дней обследовать 188 домов, если в компании работает один директор, — добавляет Борис.

В едином реестре среднесписочная численность фирмы — действительно 1 человек, сама же компания отнесена к категории «микропредприятие».

Фото дома из интернета иллюстрируют отчет экспертизы. Фото: Светлана Маковеева

Фото дома из интернета иллюстрируют отчет экспертизы. Фото: Светлана Маковеева

Ольга Афанасьевна: «Он (эксперт) сам сказал, что по фотографиям все определяли. Тендер выиграли в 2020 году, когда пандемия была. Мы как раз по домам сидели. А они якобы приходили».

Анна Борисовна: «В 2020 году как раз была самая жесткая самоизоляция. Если бы кто-то действительно приходил, мы бы знали».

Жители дома полагают, что мог иметь место служебный подлог и халатность. А депутата Госдумы Александра Хинштейна просят инициировать проверку деятельности ООО «АБ Вира». Если учесть, что компания осматривала почти две сотни домов, то проверка явно не помешает.

Чем глубже вникала я в эту историю, тем чаще возникал вопрос: а может быть, задачи детально и ответственно осмотреть каждый дом не было? Информация от источника, близкого к городскому руководству, практически подтвердила мои сомнения. А источник утверждает, что есть другая задача — по максимуму отработать программу сноса городских построек сейчас, чтобы рассчитывать на весомый бюджет в дальнейшем. Поэтому и смысла контролировать тех, кто выигрывает тендеры, нет. Выезжают эксперты на место или сочиняют свое заключение умозрительно — какая разница. Главное, чтобы аварийные дома появлялись.


Во всей этой истории явно прослеживается заинтересованность: то ли в самом доме, то ли в земле под ним. И вопрос, кто же он, тот самый интересант, — буквально витает в воздухе.

— Сейчас, знаете, как делают? Расселяют наиболее интересные объекты, — говорит Борис. — Наш дом можно и не сносить. У нас сделан дорогой, вполне качественный ремонт. Дом выгодней расселить и продать под офисы.

— Тогда зачем признавать его аварийным?

— А чтобы меньше денег платить. Если он аварийный, люди с учетом амортизации получат копейки.

Вопрос: как, в принципе, может попасть под снос здание, являющееся объектом культурного наследия (ОКН)? Сегодня — памятник, завтра — рухлядь… все так просто? Но ведь нет! Прошлым летом аварийность домов в Самаре исследовала целая комиссия. В нее вошли представители прокуратуры, ВООПИиК, минстроя, мэрии, главного архитектора. В течение двух недель 15 человек обходили абсолютно каждый из намеченных объектов и детально осматривали его. В результате удалось сохранить 47 домов, изначально определенных под снос.

В чем же сложность с Домом просвещенцев? Оказалось, что никакого охранного статуса здание уже давно не имеет. И объектом культурного наследия с 2009 года не является. Похоже, и для самих жильцов исключение стало новостью. Чтобы внести ясность, в Управление госохраны области они направили запрос и получили ответ, из которого следовало, что сразу несколько зданий, включая Дом просвещенцев, на основании постановления областного правительства № 14 от 11.08.2009 объектами культурного наследия больше не являются.

Фото автора

Фото автора

— Все архивы перерыл — нет нигде этого постановления! — говорит Борис. — Тогда я написал первому заму губернатора и главе правительства обращение с просьбой выслать копию постановления, так как это затрагивает мои права. Мне ответили, что такого постановления никогда не выходило (цитирую: «скан-копия постановления Правительства Самарской области от 11.08.2009 № 14 не может быть направлена в Ваш адрес в связи с отсутствием правового акта с указанными реквизитами»). А наш дом со статуса памятника как сняли-то? Может, нас незаконно сняли?

Пока точно известно, что сняли давно. Корни у этой истории оказались глубокие. Началась она лет 11 назад, как минимум. Тогда специально созданная комиссия проводила инвентаризацию памятников истории и культуры, а также экспертизу вновь выявленных ОКН на территории области. Помимо прочего, обсуждали историко-культурную ценность Дома просвещенцев.

И решили: на основании протокола комиссии на государственный учет его как памятник не принимать, с регистрации в сводном списке выявленных ОКН снять.

Стоит пояснить, что исключение из списка возможно на основании государственной историко-культурной экспертизы. Никаких следов ее проведения обнаружить не удалось.

Но вопрос-то остался: почему все-таки Дом просвещенцев не внесен в реестр и лишен статуса? В распоряжении редакции есть сразу два запроса на этот счет. И два ответа. В одном случае и.о. руководителя Управления госохраны Самарской области Стафеев ссылается на постановление правительства № 14 от 11.08.2009 (то самое, которое не удалось найти). В другом — на приказ областного минкульта с тем же номером и той же датой: № 14 от 11.08.2009. И тут уже, как говорится, без комментариев.

Высокая комиссия образца 2001 года не углядела никакой культурной ценности в здании, которым сегодня заинтересовался Государственный музей архитектуры имени Щусева. Не просто заинтересовался. Директор музея Лихачева написала письмо губернатору Азарову о сохранении Дома просвещенцев. С аналогичным посланием обратились и представители регионального ВООПИиК. Они просят восстановить памятную доску на здании, ввести его в единый государственный реестр объектов культурного наследия и установить перед домом скульптурную композицию, посвященную учителям. За это же ратуют и сами его жители. Рассказывают, например, о Павле Андреевиче Баскакове. Учитель, директор школы. Переехал из дома на Галактионовской, когда ему было 83 года. Но еще лет семь после этого бывшие ученики приходили на старый адрес поздравлять педагога и с 7 ноября, и с Днем учителя, и с 1 Мая. И открытки по почте продолжали приходить пачками. Их собирали и отвозили Баскакову. Таких историй здесь знают много.

В заключение. Оспаривая в суде признание Дома просвещенцев аварийным, его жители ходатайствовали о назначении судебной экспертизы. Суд пошел им навстречу и назначил свою организацию. Результаты экспертизы уже известны: дом аварийным не является. 12 октября в Самарском районном суде состоится слушание по этому делу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow