РепортажиПолитика

«Мы полагали, что Крымский мост защищен надежно»

Что происходит в Керчи и на паромной переправе после взрыва на мосту

«Мы полагали, что Крымский мост защищен надежно»
Керчь. Люди у пункта досмотра пассажиров в ожидании возобновления работы паромной переправы в порту Крым. Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Детонация на Крымском мосту утром 8 октября стала для многих неожиданностью, несмотря на то, что украинские власти неоднократно заявляли, что мост — одна из приоритетных военных целей. Уже менее чем через час после взрыва крымские паблики наполнились сообщениями об очередях в магазинах и на автозаправках. Власти заявили, что часть пассажиропотока на полуостров и с него будет осуществляться по паромной переправе.

Дорога к мосту

По дороге в Керчь вечером 8 октября вижу отстойники, где порядка сотни легковых автомобилей ждут своей очереди, чтобы продолжить путь в сторону Крымского моста. Таких отстойников вблизи города не менее трех. Общественный транспорт беспрепятственно едет по соседней полосе.

К утру 9 октября все легковые автомобили стоят в одной длинной пробке, растянувшейся почти на 6,5 км. В среднем люди проводят в ней от шести до 12 часов. Кто-то прогуливается по обочине. Здесь можно встретить людей разных возрастов, в том числе мам с детьми в колясках. Иногда, при удачном стечении обстоятельств, автомобилям с детьми до трех лет, беременными и людьми с инвалидностью удается проехать без очереди. Для этого нужно двигаться по встречной пустующей полосе после согласования с сотрудником ГИБДД.

Светлана из Башкирии рассказывает, что ждет своей очереди на выезд с полуострова уже шесть часов. У автомобилистов нет возможности сходить в туалет и получить какое-то питание, хотя о таких услугах сообщают на федеральных каналах. Оказывается,

волонтеры, палатки и питание — для тех, кто въезжает в Крым, а для уезжающих — нет. По мнению Светланы, туристам стоит отказываться от поездок на полуостров: «Страшно становится жить, страшно», — вздыхает она.

Настроения в пробке разные. Становлюсь свидетелем того, как мать истерично кричит на дочь лет двенадцати: требует, чтобы та поскорее села в автомобиль — до поста ГИБДД всего ничего, пару сотен метров. Мимо нас проезжает мини-вэн с открытой дверью, где уютно расположились пятеро мужчин лет сорока и женщина. В салоне накрыт стол. В пробке они стоят порядка семи часов. Ехать или нет на полуостров другим? Ответить единогласно не могут. По мнению дамы, беда лишь только в пробке, мужчины же полагают, что стоит понаблюдать, как дальше будет. Но весь мини-вэн надеется, что «какой-то военный ответ после взрыва на мосту непременно последует».

Пробка порядка 6,5 км до запуска второй полосы. Фото: Анастасия Смирнова

Пробка порядка 6,5 км до запуска второй полосы. Фото: Анастасия Смирнова

Виктория и Надежда ждут возможности проехать по мосту почти 11 часов, но все еще находятся в хвосте затора. Из Крыма они уезжают по разным причинам и запланированно. Билеты купили еще до взрыва. Виктория возвращается домой после двухлетней командировки, а ее подруга — напротив, едет в Краснодар работать. Вероятность того, что мост может быть взорван, Надежда оценивала как высокую, но ожидала, что все это произойдет как-то иначе и более предсказуемо: «Я думала, что если они и будут это делать, то более глобально».

В целом планы тех, кто находится в пробке, поменялись значительно.

Кто-то пропустил поезд, не успел на самолет или просто «не рассчитывал провести столько времени в дороге». Но панического бегства с полуострова, кажется, нет.

В половине шестого вечера 9 октября вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отчитался о том, что на мосту вместо ранее действовавшего реверсивного движения запущена вторая полоса и это значительно ускорит движение. И действительно, уже к шести вечера водители в чатах, связанных с мостом и переправой, начали сообщать, что движение в пробке ускорилось: «В пробке на мост поехали раз в 10 быстрее. Открыли вторую полосу». Наутро 10 октября пробка сократилась значительно — теперь ее длина чуть меньше километра. Навигатор оптимистично пишет, что этот участок можно преодолеть за три минуты.

Паром

Совершенно иная ситуация на паромной переправе для грузовых автомобилей. Отстойники или накопители все еще забиты, причем не только в Керчи, но и за ее пределами: например, под Белогорском стоят порядка сотни большегрузов. В последнем накопителе перед паромом ожидают своей очереди порядка двухсот автомобилей. Однако стоит заметить, что аналогичная картина наблюдалась и раньше, до строительства моста, когда переправа была единственным способом связи между Крымом и Кубанью.

Накопитель, где малые большегрузы ждут свою очередь на паром. Фото: Анастасия Смирнова

Накопитель, где малые большегрузы ждут свою очередь на паром. Фото: Анастасия Смирнова

Из новшеств: появились исключительно пассажирские судна «Клемез» и «Диана Тривиа». Для легковых автомобилей пока ничего нет, их отправляют на мост. Пассажиров автобусов переправляют отдельно от их транспорта — на катерах. В порту «Кавказ» их встречает другой автобус. Водителям же междугородних рейсов пока ничего не говорят, они ждут дальнейших указаний с самого момента взрыва.

Денис приехал шесть часов назад в накопитель перед паромом на «Газели», на которой он перевозит мебель. До этого стоял в накопителе у бывшего керченского аэропорта 14 часов. В отличие от тех, кто «пробится» на дороге на мост, у водителей малотоннажек есть возможность немного передохнуть. Здесь есть спальные места, горячие напитки, организовано питание, есть туалет. Дежурят добровольцы и сотрудники МЧС. В накопителе никаких процедур досмотра не происходит. Инспекция проводится непосредственно перед воротами для въезда на паром — вдоль машин ходит сотрудник полиции с собакой.

На полуостров Денис успел проехать примерно за час до взрыва. В отличие от водителей легковых автомобилей он не считает, что мост удастся восстановить в какие-то рекордные сроки, вроде одного или двух месяцев: «Его столько строили… Думаю, полгода точно уйдет, а то и дольше». Про безопасность и тщательность досмотра водитель сказал следующее:

«Я через день езжу, мебель вожу. Меня особо не досматривают. Каждый раз вижу одни и те же лица».

Очередь из пассажиров, желающих переправиться на пароме «Керченский-2», в десятки раз меньше — человек 40. Кто-то ждет отправления налегке, а кто-то с несколькими тяжелыми сумками. После процедуры тщательного досмотра и сверки документов нас пропускают к парому. Там мы ждем 40 минут выгрузки и погрузки «газелек» и «спринтеров».

Пассажиры за пару минут до посадки на паром. Фото: Анастасия Смирнова

Пассажиры за пару минут до посадки на паром. Фото: Анастасия Смирнова 

Елена и Дмитрий возвращаются в Новосибирск. Билеты на автобус до Сочи пришлось сдать. В дороге от Алушты они уже больше 10 часов. Семейная пара торопится в аэропорт. Организация переправы Елену устраивает: «Не по мосту пешком, и слава богу». «Здорово, что они все это [паромную переправу] не разобрали, а смогли так расконсервировать быстро», — добавляет Дмитрий. Безопаснее всего в России сейчас, пожалуй, только в Сибири — говорят мне собеседники.

Как и многие туристы, пара полагала, что Крымский мост защищен надежно. Для них взрыв стал полной неожиданностью.

Они надеются, что все восстановят быстро: «Они уже так много раз опозорились… Им «фас» скажут, они за неделю сделают», — рассуждает Елена.

Спустя полчаса хода мы прибыли в порт «Кавказ». Там пассажиров не встречал никакой автобус. Пришлось обращаться к некоему правоохранителю в штатском, который ждал в сопровождении двух полицейских переправляющихся пешеходов на выходе из порта. Он с помощью двухминутного матерного разговора по телефону вызвал автобус для прибывших.

Очереди

Не у всех была необходимость покидать полуостров. Но далеко не все сумели преодолеть панику после взрыва и в то же утро после открытия продуктовых гипермаркетов побежали штурмовать отделы бакалеи. В небольших продуктовых и супермаркетах среднего размера наплыва не заметили. Зато в больших магазинах поток покупателей не заканчивался почти до окончания рабочего дня.


Керчь. Люди в одном из продуктовых магазинов. Фото: Алена Попова / ТАСС

Керчь. Люди в одном из продуктовых магазинов. Фото: Алена Попова / ТАСС

Сотрудница одного их крупных супермаркетов описывает происходящее так:

— Здесь было очень много людей. Утром все набежали к открытию. Брали крупы, муку, масло. Ужас творился. Все топтались там, где товары на развес. Сахар почти весь выгребли.

У нас его осталось чуть-чуть. Сегодня (9 октября) тишина, никого нет.

В небольшом придомовом продуктовом магазине ажиотажа и очередей не наблюдали, но на следующий день после взрыва отметили, что больше людей стали брать сахар.

Наталья Попова, заместитель управляющего магазином. Фото: Анастасия Смирнова

Наталья Попова, заместитель управляющего магазином. Фото: Анастасия Смирнова

Совсем ничего не изменилось в супермаркетах возле автовокзала — обычный поток покупателей со среднестатистическим наполнением корзины. Заместитель управляющего магазина Наталья Попова рассказывает, что разве что с утра было чуть больше народу. Она связывает это с тем, что пожилым покупателям пришла пенсия, которую они получают в рядом стоящем банкомате:

«Люди пенсию снимают, сразу идут покупать. А так обычный день. Полки все полные. На складе гречки остаток — 400 упаковок».

На гипермаркет, где цены считаются ниже средних по городу, произошел набег 8 октября. Именно так описывает субботний рабочий день сотрудница такого магазина:

— Машин понаставили, грузили по три тележки в каждую. Макароны пятикилограммовые самые дешевые брали по несколько пачек. Соль пачками. Сахар два раза [в магазин] завозили. Все повыметали. Что залежанное было, все поели. Такое только 24 февраля было. Вчера по 40 минут, по часу в очередях стояли. Три кассы работают, а их тьма. Сегодня — вообще тишина.

Вечером воскресенья Владимир Путин публично высказался о том, что совершенный подрыв моста — это теракт. Обвинил в этом украинские спецслужбы. В понедельник на экстренно собранном совещании Совбеза президент Путин заявил, что Россия нанесла удар «высокоточным оружием большой дальности воздушного, морского и наземного базирования по объектам энергетики, военного управления и связи Украины».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow