РепортажиПолитика

«Вам крупно повезло — сейчас можем аннулировать визу»

История жителя Подмосковья, который ночью под дождем пытался перейти российскую границу вместе с украинцами

«Вам крупно повезло — сейчас можем аннулировать визу»
Пограничный пункт «Бурачки» на границе РФ и Латвии. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

На прошлой неделе власти Латвии ввели режим чрезвычайной ситуации из-за огромного потока людей, которые уезжают из России после объявления частичной мобилизации. Вместе с русскими из страны пытаются попасть в Евросоюз и украинцы. Неминуемо это привело к коллапсу на границе: автобусы, машины, фуры встали намертво. Так, на российско-латвийской порой приходится потратить день, а то и всю ночь, чтобы пройти паспортный и таможенный контроль. Украинцам приходится ждать сутками переход границы из-за допросов сотрудников ФСБ. О своем опыте отъезда из России и попытке избежать мобилизации нам рассказал 36-летний житель Подмосковья Алексей (по просьбе героя мы изменили его имя.Ред.).

— Я работаю в сфере IT, наша компания занимается разработкой программных продуктов для частных и государственных компаний. Утром, 21 сентября, как и все, узнал про частичную мобилизацию. Эта новость не стала для меня неожиданностью. После анонса выступления президента и министра обороны все стало очевидно.

Но как быть дальше? Уезжать из страны? Сначала было отвержение этой мысли, происходящее казалось нереальным, и вот уже сегодня стало действительностью.

У меня были планы на жизнь: в начале года успел купить свой дачный домик, хотел там все обустроить, но не успел.

На отсрочку я не надеялся, несмотря на то, что работаю в IT-сфере. Из-за бардака в стране предполагал, что брать будут кого угодно. Военный билет получил еще в университете, когда проходил военную кафедру. У меня первая категория призыва. Риск оказаться в местах боевых действий был и остается. Это невозможно представить, чтобы я туда пошел, — у меня есть родственники среди украинцев.

В тот день, 21-го числа, читал разные паблики, изучал обстановку, мониторил сайты авиакомпаний, общался со знакомыми и узнавал их планы. Ближе к вечеру я уже принял решение об отъезде.

В загранпаспорте у меня вклеены две визы: одна — «туристическая» от французов, вторая — латвийская гуманитарная. Думал, что проще всего сразу ехать в Латвию на машине.

Поскольку у меня собака (бигль), я не мог просто взять и сорваться. Оставить собаку или сдать в приют — даже не обсуждается. Это член семьи.

Я начал гуглить, как вывести животное за границу. На рейсовом автобусе было невозможно — там ввели запрет на провоз любых хвостатых. Договорился с водителем, чтобы он нас довез до границы, а уже на латвийской стороне на месте решу с транспортом.

Через день я поехал на ветеринарную станцию, чтобы получить свидетельство, которое впоследствии обменял на евросправку. Там мне сотрудники рассказали, что в последние несколько дней к ним часто стали обращаться за оформлением справок для вывоза животных за рубеж. Евросправку получал в аэропорту Шереметьево. Там у кабинета ветеринарного контроля в тот день образовалась небольшая очередь. Примечательно, что большинство людей получали там документы для пересечения сухопутной границы, а не на самолете. В частности, люди уезжали в Грузию, Казахстан, Армению и другие безвизовые страны.

Потом начал думать о том, где найти сбережения на первое время за границей. Я решил продать машину. Самый быстрый способ — через онлайн-аукцион. В тот же день получил деньги за авто, конечно, не в том размере, когда можно было продать в обычное время. Мне в целом повезло, потому что машина была ликвидной и нашлись покупатели. Другим повезло меньше: некоторым приходилось занижать стоимость авто. Например, рыночная цена — около 2 млн, а на аукционе предлагали где-то 400 тысяч рублей или вовсе не было спроса.

Непростым оказалось квестом купить валюту. Банки неофициально ограничивают выдачу евро, объясняя тем, что не могут все отдать и должны оставить какую-то часть для других клиентов.

Параллельно с этим я начал искать нотариусов, которые могли в тот же день оформить гендоверенность на сестру. В одной из контор меня спросили: «В связи с чем оформляете доверенность? Собираетесь участвовать в боевых действиях?» «Нет», — ответил я. «Значит в «длительный отпуск» собираетесь. У нас много сейчас приходят с такими же целями», — ехидно заулыбалась помощница нотариуса.

Вечером, 25 сентября, я выехал в сторону границы. Ближе к часу ночи мы подъехали на КПП «Бурачки». На месте уже образовалась многокилометровая пробка, практически на всех машинах были украинские номера.

Водитель провез меня вдоль пробки до КПП, высадил с вещами и собакой. За всю дорогу заплатил 17 тысяч рублей.

Достаточно большое количество людей с сумками и чемоданами расположились на парковке у въезда на территорию КПП. Кто-то сидел на сумках, кто-то на деревянных поддонах, кто-то прилег, укутавшись во все вещи. На улице было холодно, где-то 6 градусов. Оставил вещи на земле и пошел на КПП узнать, как перейти границу. Возле шлагбаума стояли женщина и мужчина, которые записывали в тетрадку всех, кто стоит в очереди на контроль. Я спросил у них, как движется очередь. «Очень медленно, пропустили около 10 человек за 4 часа», — предупредили они.

Я понял, что это надолго, записался и вернулся к вещам. Через несколько минут начался дождь. Я в ступоре и ужасе от того, что придется стоять всю ночь, вокруг никаких навесов, негде спрятаться. Вокруг темень, глухой лес, запас еды — незначительный, туалет — в кустах. Люди достали зонтики, пакетами накрывали вещи. Я продрог и промок. Когда ко мне подошли и предложили зонтик, я внезапно пришел в себя, достал свой зонт. Это чудо, что я не забыл его! Тогда и стал думать, что делать дальше. Первое, что пришло в голову, — разместиться в ближайшей гостинице. Но этот вариант почти сразу отпал: в отелях разместились женщины с детьми и ожидали своей очереди на КПП. План «Б» — позвонить водителю, который меня довез, и попросить находиться на границе со мной, чтобы согреться, — тоже не сработал. Он не смог.


Пограничный пункт «Бурачки» на границе РФ и Латвии. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Пограничный пункт «Бурачки» на границе РФ и Латвии. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Пришла идея вызывать водителей поблизости. Интернет периодически не работал, мои друзья в Москве помогли мне вызвать такси. Ко мне согласился приехать водитель из Великих Лук. До меня он ехал часа два. К тому моменту познакомился с семейной парой из Крыма Костей и Мариной. С собой они взяли одну огромную сумку, но никаких теплых вещей не захватили. Тогда дождь уже прекратился, но было влажно и холодно. Марина вовсю тряслась от холода. Я ей отдал свой плед. Они рассказывали, что очень экстренно собрались, ехали через Сочи, затем — самолетом до Москвы, а до границы ехали на машине. Им поездка на авто обошлась значительно дороже — водитель с них взял более 30 тысяч.

Чтобы не замерзнуть,

я периодически устраивал небольшие пробежки с собакой, которая уже изрядно промокла и замерзла. После небольших пробежек песику становилось чуть получше, укрывал его полотенцем и грел у себя на коленках.

Поздно ночью приехал рейсовый автобус из Москвы в Ригу. Начали пропускать только пассажиров этого рейса. Все остальные продолжали ждать и возмущались, почему остальные остались за шлагбаумом. В толпе прошел слух, что к нам выйдет начальник пограничного пункта. Толпа начала собираться прямо у КПП. Действительно, через некоторое время вышел какой-то мужчина в форме пограничника. «Мы делаем все возможное, что в наших силах», — развел он руками. Потом предложил всем вернуться на зону парковки и не толпиться у КПП. Но его слова никак не успокоили гнев людей.

Буквально через пять минут пропустили 5–6 легковых авто и 10 человек, которые переходили границу пешком. За всю ночь это было единственное движение очереди. Не считая рейсового автобуса. Все остальное время мы так и стояли на месте.

Ближе к пяти утра приехал водитель, которого я вызывал из Великих Лук. Я расположился с собакой в салоне и поспал пару часов. За это время очередь так и не сдвинулась с места.

Даже в такое трудное время люди друг другу помогали, не было никаких предрассудков по подводу национальности или других разногласий, пускали в свои авто погреться, делились едой и теплыми вещами, даже неизвестно откуда появлялся горячий чай.

Позднее мне Марина и Костя сообщили, что скоро будет пересменок, и после этого в первую очередь будут пропускать только граждан с российскими паспортами. Они мне признались, что у них не было латвийской визы, и они хотели проскочить российскую границу по нашему загранпаспорту, а в Латвию пройти — по украинским паспортам. Но российские пограничники их не пропустили без визы. Им пришлось ждать дальше.

Около восьми утра наконец-то произошла пересменка на КПП. Я несколько раз подходил к сотрудникам и спрашивал, когда начнут пропускать, но они отвечали уклончиво и предлагали подойти позднее. Обстановка начала накаляться. В списках, помимо россиян, были украинцы, а их тогда перестали пропускать. Многие начали проходить границу без очереди, и людей это возмущало. Причем начала прибывать новая партия людей.

Пограничники объяснили, что украинцев пропускают через особый режим с дополнительными процедурами и опросами, а других — через окошки для автомобилей на улице, без захода в зал.

В очередной раз, когда подошел к КПП с теми же вопросами, меня попросили подождать еще 15 минут, потом начал к ним подходить каждые пять минут и настойчиво просил сказать точное время. Пограничник, который «охранял» шлагбаум, похоже, меня запомнил и только тогда пропустил. Видимо, надоел ему. На погранконтроле наши сумки просканировали и попросили пройти паспортный контроль. В помещении было много украинцев, которые ожидали прохождения проверки всю ночь. Те из них, с кем успел познакомиться поздно ночью на КПП, только к позднему утру смогли пройти все проверки. Какое-то издевательство! Какой смысл нашим погранцам их мурыжить столько времени? По идее, принимающая сторона должна проводить такие тщательные проверки.

Пограничный пункт «Бурачки» на границе РФ и Латвии. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Пограничный пункт «Бурачки» на границе РФ и Латвии. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Удивительно, на паспортном контроле российские пограничники никого не спрашивали про частичную мобилизацию. Вообще прошли без каких-либо расспросов. Даже документы на собаку не просили. Просто поставили штамп — и все. Но уже латвийские пограничники дали понервничать. Они взяли мои документы, спросили цель визита. Сказал, что еду к друзьям в гости, показал бронь в гостинице. В первую очередь заметили мою французскую визу (туризм). Я попросил найти «латвийскую».

«Вам крупно повезло, но ничего страшного, мы сейчас можем ее аннулировать», — с издевкой пошутил офицер и отошел с паспортом к коллеге. Из их разговора были слышны обрывки слов, похожие на «дезертир» и «мобилизация».

Пограничник потрепал мне еще немного нервы, поставил штамп и пропустил.

Недалеко от КПП на остановке стояли автобусы и машины. Меня предложили подбросить до Резекне. В салоне автобуса уже сидели женщины, с которыми простоял всю ночь на границе. Помог им установить сим-карты и настроить международный роуминг. Только тогда они смогли связаться с родными и сообщить, что перешли границу. Уже в Резекне нашел машину до Риги.

С водителями в России мне повезло, они в целом адекватно воспринимали действительность, не были жертвами пропаганды.

Однако латвийский водитель попался на всю голову. Он говорил, что русских в Латвии притесняют, хотя сам не имеет латвийского гражданства, что родом из России. Если бы его призвали, то он бы пошел.

Сам он проживает в Даугавпилсе, рассказывал, что там проживает преимущественно русскоязычное население, они якобы не одобряют нахождение украинских беженцев в Латвии. С его слов, в их городе можно встретить атрибутику с буквами Z и V. Дальше продолжать разговор совершенно не хотелось, я был уставший, бессмысленно вступать в полемику, поскольку людей с таким убеждением сложно в чем-то переубедить. До Риги успешно добрались почти за четыре часа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow