ДосьеПолитика

Катастрофа MH17: как это было

17 июля 2014 года в Донбассе одним выстрелом убили 298 человек. Спустя восемь лет, в ноябре, международный суд вынесет своё решение

Катастрофа MH17: как это было
Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

17 июля 2014 года. 17.50 мск. Сводка от министра обороны «ДНР» Игоря Стрелкова: «В районе Тореза только что сбили самолёт Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же — не летать в нашем небе. А вот и видео — подтверждение очередного «птичкопада». Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали».
В скором времени это сообщение будет удалено. А несколькими часами позже Служба безопасности Украины опубликует переговоры сепаратистов с позывными «Майор» и «Грек».

«Грек: Да, Паш. Ну что там у вас?

Майор: Короче, блин, стопудово гражданский борт…

Грек: Понятно. А это… Народу много там?

Майор: Та… Обломки прямо во дворы попадали.

Грек: Понятно. Из вооружения есть что-нибудь?

Майор: Вообще ничего. Гражданские вещи <…>

Грек: Документы есть?

Майор: Да. Индонезийского студента есть. Из университета Томпсона…»

Выстрел

Катастрофа «Боинга» MH17 — самое массовое убийство с начала вооружённого противостояния в Донбассе. Ни одна другая трагедия, каковых за восемь лет было сотни, не унесла столько человеческих жизней.

На борту самолёта находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур вылетел из столицы Нидерландов в 14.31 мск. До границы Украины он следовал на высоте 9450 метров, а после её пересечения поднялся до 10 050. К 17 июля бои в Донбассе продолжались уже третий месяц, и Украина частично закрыла небо над своей территорией. Минимально допустимая высота полёта, согласованная с Европейской организацией по безопасности воздушной навигации, составляла 9750 метров. Никаких правил рейс MH-17, таким образом, не нарушал.

Самолёт должен был лететь 13 часов, но пролетел всего 2 часа 49 минут. В 17.20 по московскому времени он был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Обломки лайнера и тела убитых оказались разбросаны на территории 15 километров.

«Шахтёрский посёлок Рассыпное. Улица на окраине. У аккуратного, выкрашенного голубой краской забора переминаются с ноги на ногу люди с камерами и микрофонами. 17 июля, проломив крышу, на летнюю кухню этого дома упало тело женщины — пассажира «Боинга 777», — писала после трагедии корреспондент «Новой» Зинаида Бурская. «Она пролежала у меня сутки. Потом за ней приехали — то ли милиционеры, то ли спасатели. Загрузили в мешок, вынесли на дорогу, через какое-то время увезли. Она 26-й была», — рассказывала хозяйка дома.

За пять дней спасатели и волонтёры собрали в полях между Рассыпным, Грабово и Петропавловкой 282 тела и 87 фрагментов, которые могли принадлежать ещё 16 людям.

В вагонах-рефрижераторах их отправили в Харьков. Оттуда — в Нидерланды, для опознания.

Останки двух погибших идентифицировать так и не удалось.

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

Кто виноват?

Сообщение о якобы сбитом военном транспортнике Ан-26 успели растиражировать многие российские СМИ, в том числе государственные: РИА «Новости», Lifenews, ТАСС. Они не стали убирать его с сайтов и корректировать, даже несмотря на то, что первоисточник — Игорь Стрелков — информацию удалил.

Примечательно, что ни одно издание впоследствии ничего не писало о транспортнике: ни о том, обнаружены ли его обломки, ни о том, удалось ли эвакуироваться пилотам. Уже после того, как стало известно о трагедии с «Боингом», по соцсетям начали расходиться объяснения (очень похожие на креатив «фабрики троллей»), сводившиеся к тому, что журналисты зачем-то опубликовали устаревшую информацию — об украинском Ан-26, сбитом не 17-го, а 14 июля (военный самолёт в тот день действительно был сбит). Говорить о релевантности подобных объяснений бессмысленно.

Их цель — создать впечатление, что в день трагедии сепаратисты вовсе не стреляли по самолётам.

Что касается «Боинга», то в России и в непризнанных республиках Донбасса было выдвинуто множество версий его уничтожения.

  • Уже в день трагедии в 20.52 мск РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу правительства «Луганской народной республики» сообщило: «Очевидцы, наблюдавшие полёт пассажирского самолёта «Боинг-777», наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины. После чего пассажирский самолёт раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР».
  • Тремя часами позже на сайте Russia Today появилась информация от якобы испанского диспетчера с никнеймом spainbuca, который будто бы работал в киевском аэропорту «Борисполь»: «Боинг» сопровождали два украинских штурмовика, они же его и уничтожили».
    Характерно, что диспетчер spainbuca общался только с RT и другим СМИ комментариев почему-то не давал. В аэропорту «Борисполь» «Новой газете» пояснили, что никакие иностранные диспетчеры у них не работают — это запрещено законом.
  • Ну а потом пропаганда и вовсе пошла в разнос: начала рассказывать, что на борту не было живых людей (самолёт-де перевозил специально подготовленные для провокации против «ДНР» и «ЛНР» трупы пассажиров с пропавшего 8 марта 2014 года рейса Куала-Лумпур — Пекин), или, как Дмитрий Киселёв, показывать в одном выпуске «Вестей» взаимоисключающие сюжеты, в которых «Боинг» уничтожали сначала «Бук» (только не сепаратистский, а украинский), а потом — лётчик из Н иколаева Владислав Волошин.

Более фактурную версию представил оборонный концерн «Алмаз-Антей». Его специалисты провели два натурных эксперимента, взорвав не использующуюся российскими «Буками» ракету 9М38М1 рядом с фюзеляжами самолётов Ил-76 и Ил-88. И пришли к выводу, что «Боинг» мог быть сбит именно такой, устаревшей ракетой, потому что российские ракеты для «Буков» должны оставлять на корпусе самолёта следы в форме бабочек, которых ни на «Боинге», ни на фюзеляже Ил-76 якобы не образовалось.

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

Фото: Зинаида Бурская / «Новая газета»

По версии «Алмаз-Антея», пассажирский лайнер был уничтожен украинским «Буком».

В международной следственной группе по делу о гибели MH17 доводы «Алмаз-Антея» приняли. При этом глава следственной группы Фред Вестербеке в эксклюзивном интервью «Новой газете» отметил: «То, что сделал «Алмаз-Антей», — это маленький технический элемент, часть огромного расследования, которое проводим мы. Они провели эксперимент, взорвали ракету около самолёта и пришли к каким-то выводам. Хорошо, мы использовали их данные.

Но мы и сами провели такой же эксперимент, а также собрали массу другой информации: фото, видео, перехваченные телефонные переговоры и, что важно, свидетелей, которые видели «Бук».

Это гораздо больше, чем есть у «Алмаз-Антея». Хотя я не собираюсь судить о том, справедливы или нет их выводы».

Интересно, что на момент интервью голландские следователи уже знали, что следы в виде бабочек на «Боинге» были.

26 сентября 2016 года, спустя десять месяцев после презентации версии «Алмаз-Антея», Минобороны РФ провело брифинг, в ходе которого начальник радиотехнических войск военно-космических сил Андрей Кобан заявил, что российские радары вообще не зафиксировали рядом с «Боингом» посторонних объектов: ни ракет, ни самолётов. Это противоречило всем ранее выдвинутым версиям, и через два дня после брифинга главный конструктор радиолокационного комплекса Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков вынужден был объясняться: по его словам, «отсутствие объектов» на записях радиолокационных станций якобы указывает на то, что ракета была запущена с территории Украины.

Мол, технические возможности российского оборудования не позволяют сделать вывод о том, был ли произведён пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы.

У украинской стороны, стоит сказать, всегда была одна версия событий: пассажирский самолёт сбили сепаратисты. Расхождения — только в том, откуда у них взялся «Бук»: привели ли они в рабочее состояние тот, что стоял на ремонте в захваченной воинской части А-1402 в Донецке , или получили из-за границы.

Карта: Анна Жаворонкова / «Новая газета»

Карта: Анна Жаворонкова / «Новая газета»

Расследование «Новой»

Параллельно с государственными органами разных стран и международной следственной группой своё расследование трагедии вела и «Новая газета». Наши корреспонденты объехали весь район катастрофы, поговорили с очевидцами, экспертами, следователями, участниками боевых действий как со стороны Украины, так и со стороны непризнанных республик, а также изучили переговоры пилотов с диспетчерами и другие документы.

По нашим данным, «Бук», из которого, вероятно, был произведён выстрел по «Боингу», мог прибыть в Донбасс с территории России 14 июля 2014 года. Предполагаем, что заехал он в «ЛНР» через КПП «Северный», расположенный рядом с городом Краснодоном. Передвигался по территории Донбасса только в тёмное время суток, пережидая световой день в укрытиях. При этом в «ЛДНР» он пришёл «пустым», то есть без боекомплекта.

Собеседники «Новой газеты» в «ДНР» уверяют, что ракету экипаж «Бука» получил уже от самих сепаратистов. Может быть — из той самой захваченной воинской части А-1402 в Донецке.

В ночь с 15 на 16 июля ракетный комплекс предположительно прибыл в село Снежное, откуда, по версии Киева и международных следователей, и был произведён выстрел по гражданскому лайнеру.

Российская сторона утверждала (и продолжает утверждать), что стреляли по «Боингу» из другого села — Зарощенского, находившегося под контролем украинских военных. Однако сами местные жители в разговоре с корреспондентом «Новой» заявили, что никаких военнослужащих, а тем более «Бука», у них в селе не было.

«— Это глупости! Муж у меня объехал на машине, следы же должны были остаться, он проездил, всё просмотрел, но там нет даже никакого следа! Даже от велосипеда. Как можно сказать, что из Зарощенского [стреляли]? Ничё не было! Самая … брехня, самая настоящая.

— Всё мы проездили, просмотрели. Никаких следов! Всё это ерунда, что «Бук» стрелял! Мы бы слышали, а мы не слышали.

— Только когда через нас летали эти самые гранаты, мы слышали, а тогда ничё не летало!»

Жители села Грабово, видевшие выстрел, также указывали, что он был произведён с юго-восточного направления, контролировавшегося сепаратистами.

А вот что говорили жители Снежного:

«— Откуда был звук?

— Где-то в округе. Но хлопок был такой, как, может, что-то упало или взорвалось. Было такое. Ну и вскорости мы узнали [про «Боинг»]».

В то же время в процессе расследования нам попадались и свидетельства в пользу российской версии. Например, совсем не предназначенный для печати конфиденциальный документ, подготовленный российскими военными инженерами: в нём говорилось, что ракета не могла быть запущена из Снежного, потому что самолёт получил повреждения, нехарактерные для столкновения на встречных курсах (как, по оценке авторов документа, было бы в случае, если бы стреляли сепаратисты).

Документ, разумеется, вызывает вопросы. Но в нём содержится принципиально важное заключение: «Боинг» был сбит именно «Буком».

Военные инженеры опровергли основную версию Следственного комитета РФ, который считает, что самолёт был уничтожен штурмовиком Су-25 военно-воздушных сил Украины.

Версию СКР «Новая газета» проверяла тоже. Следователи ссылаются на показания украинского ефрейтора Евгения Агапова, который сдался России и рассказал, что «Боинг» подбил служивший с ним в одной части капитан Всеволод Волошин. По его словам, вернувшийся 17 июля на базу пилот был очень взволнован и единственное, что смог сказать, — «самолёт не тот».

«Зная немножко этого лётчика… У него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в «Боинг». Может, он принял его за какой-то иной боевой самолёт», — заявил Агапов.

В Киеве, правда, на обвинения ответили: Волошин 17 июля на вылетах не был — за день до этого его самолёт встал на ремонт.

«Кто немножко соображает в теории наведения, должен понимать: навести Су-25 при его максимальной скорости 700 км/ч на самолёт, летящий со скоростью 900 км/ч в час, способен лишь феномен»,

— отмечал в разговоре с «Новой» заместитель командира воздушного командования «Центр» Олег Захарчук.

Какая из сторон виновна в трагедии, безусловно, должен решать суд. Он и идёт сейчас — в Гааге. Кого международное следствие подозревает в совершении самого страшного преступления донбасского конфликта, что говорят сами подсудимые и родственники жертв и какие доказательства звучат на заседаниях — в нашей следующей рассылке.

Главные материалы «Новой газеты» о расследовании трагедии MH17:

«Думали, что куклы». Репортаж с места падения «Боинга». Первые свидетельства очевидцев.

«На нашем поле «Бука» не было». Свидетельства жителей сёл, из которых предположительно могли произвести пуск ракеты.

Рейс MH17. Откуда и из чего стреляли в самолёт и почему он оказался в зоне поражения. Большое исследование «Новой газеты».

«Задача в том, чтобы довести дело MH17 до суда». Эксклюзивное интервью главы международной следственной группы.

«Дело о двутаврах». Точка зрения «Алмаз-Антея», на которую опирается российская сторона.

«Ракета летела с северо-востока и взорвалась на встречном курсе». Интервью военного учёного, неоднократно осуществлявшего пуски «Бука», о том, что он думает о докладах коллег из российского ВПК.

«Факты, фейки и молчание офицеров». О том, почему Москва не боится итогов официального расследования по MH17.

«Сверим траектории». Исследование авиаконструктора Марка Солонина. Часть 1.

«Взаимоисключающие тезисы сыпались один за другим». Исследование авиаконструктора Марка Солонина. Часть 2.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow