КомментарийОбщество

Нам бы ваши аборты

От исхода выборов в Мичигане зависит судьба миллионов женщин и их права на выбор

Нам бы ваши аборты
Митинг после отмены прецедента Roe vs Wade (1973) в Чикаго. Фото: (AP Photo / Paul Beaty

Уникальность выборов-2022 в том, что от исхода ноябрьского голосования в Мичигане зависит судьба права на аборт. И не только в Мичигане. 24 июня 2022 года Верховный суд США вынес решение по делу Dobbs v. Jackson Women's Health Organization (см. сноску 1), отменив прецедент Roe vs Wade (1973), устанавливавший право на неприкосновенность частной жизни, защищаемое клаузулой о надлежащей правовой процедуре (XIV поправка) и включающее в себя право женщины самостоятельно принимать решение о сохранении беременности или же ее прерывании. 24 июня 2022 года Верховный суд США отнял у американских женщин просуществовавшее почти 50 лет конституционное право на аборт и постановил, что вопрос о праве на аборт должен решаться на уровне штатов.

Право на аборт как ключевой вопрос 2022 года

В этом году осень — пора выборов и в России, и в Америке. 8 ноября в Штатах будут избирать членов нижней палаты Конгресса США и 35 из 100 сенаторов. В 39 штатах пройдут выборы регионального и местного уровня, будут также переизбирать и губернаторов. В том числе и в Мичигане, где я живу последние 10 лет.

Пожалуй, не назову губернаторские выборы, от исхода которых зависело бы столь многое. Не припомню также и губернаторские выборы, в которых участвовали бы кандидаты со столь впечатляющими внешними данными. Тут, конечно, Мичиган всем утер нос: обе кандидатки — исключительно красивые брюнетки. Губернаторов мы, конечно, не из эстетических соображений выбираем, но все равно приятно. Обе кандидатки (действующий губернатор Гретчен Уитмер (Демократическая партия) и республиканка Тьюдор Диксон) профессионально успешны, разница в возрасте между ними всего пять лет, обе замужем и при детях. Уитмер единственный кандидат от Демократической партии, юрист, политик с большим опытом. У республиканцев было 10 кандидатов, в мае 5 дисквалифицировали за слишком большое числа поддельных подписей. Р. Келли, один из оставшихся кандидатов, был в свое время задержан ФБР в связи с его активным участием в атаке на Капитолий 6 января 2021 года.

Республиканка Тьюдор Диксон. Фото: AP Photo / Paul Sancya

Республиканка Тьюдор Диксон. Фото: AP Photo / Paul Sancya

Т. Диксон баллотируется впервые. Она бакалавр психологии, работала в стальной индустрии, на канале Real America’s Voice. О себе говорит так: «Pro God, pro life, pro gun and pro freedom». Диксон жестко критикует антиковидные меры Уитмер. Неудивительно, что Диксон поддержал Трамп, назвавший ее «консервативной воительницей, готовой победить Уитмер», которая, по мнению Трампа, является «одним из худших губернаторов в стране».

В ряде штатов есть так называемое «триггерное законодательство» — специальные законы, вступившие в силу сразу после отмены Roe vs Wade. В Южной Дакоте и Луизиане такие акты появились более 15 лет назад. Большинство «триггерных законов» было принято в период президентства Трампа, когда Сенат утвердил назначение в Верховный суд США трех консервативных судей — Н. Горсуча, Б. Кавано и Э. Баррет. Последние достаточно быстро продемонстрировали, что были назначены президентом не зря, — осенью 2021 года ВС США отказался воспрепятствовать введению в действие установленного в Техасе запрета на аборт после 6 недель беременности. Некоторые «триггерные законы» вступили в силу немедленно, другие спустя 30 дней после оглашения решения суда по делу Dobbs.

Все «триггерные законы» разрешают производство аборта при наличии угрозы жизни матери, но для случаев изнасилования и инцеста в большинстве штатов исключения из общего запрета не предусмотрены (см. сноску 2).

Действующий губернатор Гретчен Уитмер (Демократическая партия). Фото: AP Photo / Paul Sancya

Действующий губернатор Гретчен Уитмер (Демократическая партия). Фото: AP Photo / Paul Sancya

Аборты теперь запрещены либо жестко ограничены в Арканзасе, Кентукки, Миссисипи, Миссури, Северной Дакоте, Оклахоме, Юте и Вайоминге. В Айдахо, Теннесси и Техасе аналогичные законы вступили в силу в течение 30 дней после отмены Roe vs Wade. В Алабаме, Джорджии, Огайо, Айове и Южной Каролине нет «триггерных законов», но есть недавно принятые акты, действие которых было либо заблокировано судами, либо отменено. В Аризоне, Висконсине и Западной Вирджинии запреты на аборты были установлены до 1973 года. В совокупности запреты на аборты вводятся практически в половине штатов (см. сноску 3).

В августе Канзас стал первым из штатов, где после отмены Roe vs Wade состоялся референдум по вопросу права на аборт. Потребовался даже частичный пересчет голосов вручную, но в итоге 59% избирателей традиционно консервативного Канзаса проголосовали за право на аборт. В ноябре еще в пяти штатах пройдут референдумы по вопросу права на аборт. В Монтане и Кентукки республиканцы постараются добиться ограничения права на аборт, Калифорния и Вермонт, напротив, планируют гарантировать беспрепятственный доступ к этой медицинской процедуре. В Мичигане страсти накалились до такой степени, что в итоге вопрос о проведении референдума о праве на аборт оказался на рассмотрении Верховного суда штата.

8 сентября пятью голосами против двух ВС Мичигана постановил, что 8 ноября избиратели получат возможность самостоятельно решить, останется ли аборт легальной процедурой, или же запрет почти столетней давности вновь вступит в силу (см. сноску 4).

Право на аборт сохраняется в 20 штатах и в округе Колумбия. Губернаторы-демократы Калифорнии, Миннесоты, Орегона и Мичигана начали бороться за сохранение права на аборт сразу после 24 июня. В Пенсильвании, Висконсине и Мичигане, штатах, находящихся в ситуации «разделенного правления» (см. сноску 5), губернаторы от Демократической партии жестко противостоят контролируемым республиканцами легислатурам, и будущее доступа к абортам зависит от предстоящих в ноябре выборов. В случае избрания губернаторов от республиканской партии законодатели — республиканцы смогут беспрепятственно принять законы о запрете абортов.

После вынесения решения по делу Dobbs в Мичигане вновь вступил в силу закон 1931 года, запрещающий аборты, в отношении которого Претензионный суд штата незамедлительно издал временный судебный запрет. Губернатор Уитмер и Генеральный атторней штата Дана Ниссел выступили в поддержку права на аборт. Мичиганские праймериз (первичные выборы), состоявшиеся 2 августа, ясно показали, что в случае победы республиканцев ситуация с правом на аборт в штате может сложиться самым печальным образом. Все пять участвовавших в праймериз кандидатов от Республиканской партии занимают жестко консервативную позицию по отношению к абортам, не допуская возможности проведения этой процедуры даже в случаях изнасилования и инцеста. Единственный кандидат, считающий, что аборт должен быть доступен в ситуациях изнасилования, инцеста и угрозы жизни беременной женщины, — это бизнесмен Кевин Ринке. Остальные четверо, включая Диксон, являются противниками права на аборт без каких-либо исключений для случаев инцеста и изнасилования.

Кстати, не все мичиганские кандидаты-республиканцы столь консервативные и дремучие. В августе проиграл праймериз Питер Майер, член палаты представителей, голосовавший в свое время за импичмент Трампа. Этого ему, разумеется, не простили. Майер очень достойно отреагировал на свое поражение, сказав, что ни на секунду не пожалел о том, что голосовал за импичмент. Уважение вызывают и лидеры республиканского большинства обеих палат Мичиганской легислатуры Майк Ширки и Ли Чатфилд, отказавшиеся в ноябре 2020 года играть в захватывающую игру «Украли выборы» даже после того, как Трамп лично вызвал их в Белый дом и провел беседу. Так что трамписты и республиканцы — это пересекающиеся, но не совпадающие множества.

Отмена Roe vs Wade — это не только результат назначения трех новых консервативных судей Верховного суда (см. сноску 6).

Трампу отдельное спасибо: это и его рук дело. Он в 2016 году неоднократно выступал против абортов (за исключением ситуаций изнасилования, инцеста и угрозы жизни матери).

В сентябре 2016 года в письме лидерам движения Pro-life Coalition Трамп изложил свои взгляды по вопросу абортов, в том числе и планы номинировать судей-пролайферов в Верховный суд (см. сноску 7).

Рут Гинзбург. Фото: Википедия

Рут Гинзбург. Фото: Википедия

Как тут не вспомнить великую Рут Гинзбург и ее мудрые слова: «Решение, вынашивать ребенка или же нет, является ключевым для жизни женщины, ее благополучия и достоинства… Когда государство контролирует это решение вместо нее, это значит, что ее не считают полностью взрослым человеком, ответственным за собственный выбор». Поразительно, что большевики, подготовившие и принявшие в 1920 году постановление Народных комиссариатов здравоохранения и юстиции «Об охране здоровья женщин» (см. сноску 8), впервые в мире легализовавшее аборты, гораздо лучше и глубже понимали значение права на аборт, нежели пятеро судей ВС США в 2022 году. В большевистском акте здоровье женщины определено как ключевой приоритет и основной объект охраны, а метод репрессии в области регулирования абортов назван «абсолютно не достигающим цели». Судей Горсуча, Кавано, Баррет, Алито и Томаса здоровье женщин с очевидностью волнует в последнюю очередь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow