КомментарийЭкономика

Обратная сторона экономики

Негативный экономический прогноз — это для вас кризис, а для начальства — возможности

Обратная сторона экономики
Кирилл Кухмарь / ТАСС

По поводу публикации Bloomberg «Russia Privately Warns of Deep and Prolonged Economic Damage» о якобы имевшем место правительственном докладе о грядущем состоянии экономики РФ (там три сценария, и все негативные, все обещают спад ВВП и очень медленное восстановление) все-таки придется объясниться.

Взгляд наоборот

Дело здесь не в цифрах. И не в достоверности прогнозов. И даже не в том, что публично министры, возможно, говорят одно, а приватно — другое.

Дело в том, что «министры-экономисты» смотрят на любую ситуацию совсем не так, как это делают «ученые-экономисты» (а также экономические аналитики). Природу этого феномена объясняла экономист Рейчел Гленнерстер, профессор Чикагского университета и (в прошлом) высокопоставленный сотрудник двух министерств Великобритании: Министерства финансов и Министерства международного развития.

Приоритеты министров-экономистов (и специфика их деятельности) принципиально отличаются от приоритетов (и специфики деятельности) экономистов-ученых. А также всех, кто знает экономическую теорию, но не имеет полномочий для проведения в жизнь экономической политики.

Экономические прогнозы (хорошие или плохие) — это всего лишь фон для действий правительства, которое решает задачи, поставленные перед ним политическим руководством.

В статье Bloomberg много говорится о возможных рисках для экономики, но ничего не говорится о том, как правительство планирует обернуть эти риски в свою пользу и в пользу российских элит.

На самом деле только это и имеет значение.

У действующей властной системы есть большой (и успешный) опыт управления в ситуации экономического спада — с экономическим обвалом система справлялась и во время мирового кризиса 2008–2009 гг., и во время рецессии 2014–2015-го, и во время карантинного кризиса, который во многом еще не завершен.

Проанализировав действия власти в каждой кризисной ситуации, мы увидим, что в разных обстоятельствах власти по большому счету решали три задачи.

  • Первая — обеспечить бесперебойное функционирование финансовой системы страны (опыт 1990-х вбит министрам в спинной мозг).
  • Вторая — гарантировать благосостояние (и уровень потребления) высших 100 тысяч семей.
  • Третья — оперативно поддержать «живыми деньгами» те группы населения, лояльность которых критически важна для системы.

Со всеми этим задачами система справлялась.

А все остальные могли жить как хотели и чем хотели. «Не справился с кризисом» — пеняй на себя, намекала власть, значит, не годишься как винтик для «структурной трансформации экономики».

Ненужный рост

А как же экономический рост (или его отсутствие)?

Никак.

Рассуждения об экономическом росте были бы важны, если бы «экономический рост» (т.е. увеличение ВВП на душу населения и рост подушевого потребления товаров и услуг) был приоритетом власти.

Но экономический рост не является ее приоритетом. Это следует из официальной статистики. Экономика РФ «стоит на месте» уже лет десять, и это обстоятельство никак не отражается на способности хозяев страны обогащаться самим и обогащать тех, кого они считают нужным сделать богатыми.

Рост или спад экономики — но в последние 20 лет в РФ устойчиво росло и количество миллиардеров, и размеры их состояний. Какая разница, с точки зрения власти, богатеют люди или беднеют, если элиты сохраняют привилегии и возможности?

Для правительства «экономический спад» — это не более чем очередной «вызов», с которым власти будут справляться, увеличивая размер изъятия ресурсов у одних и предавая их другим.

Правительство умеет это делать, и любые рассуждения об экономическом спаде в устах министров — это не более чем заявка на дополнительные полномочия по этом распределению.

Прогнозы и действия

А власть знает, что делать в ситуации «экономического спада в условиях изоляции»?

Власть считает, что знает.

Еще в 2005 году в академическом журнале РАН «Проблемы прогнозирования» был опубликован доклад «Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу», автором которого был нынешний первый вице-премьер по экономике Андрей Белоусов. В этом докладе (в главе «Экономический изоляционизм») были описаны не только проблемы, с которыми столкнется экономика РФ в случае «закрытия» от мировой экономики, но и действия правительства в этой ситуации.

А действия там предлагались такие.


  • «На основе административно-командной вертикали усилится социальная политика, базирующаяся на четко очерченных социальных гарантиях и механизмах их обеспечения. На региональном уровне будут развернуты проекты модернизации социальной инфраструктуры.
  • Расширится участие федерального центра в развитии регионов через систему региональных программ и региональных соглашений.
  • Сохранятся сильные позиции государства в крупнейшем бизнесе, в частности в инфраструктурных отраслях.
  • В то же время укрепятся позиции среднего и малого бизнеса в экономике страны за счет модернизации банковской и инновационной систем, обеспечивающих облегченный доступ компаний к ресурсам развития.
  • В экономике будет сделана ставка на развитие национальных рынков и национального капитала в перерабатывающих отраслях.
  • Будет реализовываться система преференций российскому бизнесу в форме налоговых льгот, поддержки экспорта и, в разумных пределах, таможенной защиты внутренних рынков. Будут урегулированы проблемы, сдерживающие развитие бизнеса, включая избыточное государственное администрирование. В то же время будут предприняты усилия по повышению прозрачности компаний и договороспособности.
  • Будут предприняты усилия по снижению инвестиционных рисков, что позволит расширить приток капитала во внутренне ориентированный сектор экономики. В частности, будут созданы механизмы страхования инвестиций. Будут созданы институты, обеспечивающие права инвесторов и стимулирующие капитализацию доходов. Одновременно с некоторым ограничением импорта готовых товаров будет стимулироваться приток иностранных инвестиций, направленных на модернизацию действующих производств и создание новых, включая сборку из импортных комплектующих».

Ну, и что не так?

В принципе, правительство это и делает: усиливает администрирование, обещает преференции инвесторам, ограничивает импорт, делает ставку на развитие «национальных рынков».

И импортные комплектующие никто не собирается запрещать. Правда, все это происходит в довольно специфических обстоятельствах,

но кто сказал вам, что «изоляция и консервация» в сочетании с экономическим спадом и сокращением потребления людей — это не тот сценарий, который последовательно реализуется?

И — на всякий случай — власть может предупредить, что обстановка сложная и успех не гарантирован, но с главными своими задачами — смотри выше — правительство должно справиться.

А результаты мы в любом случае увидим сами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow