досьеПолитика

Лидеры «ДНР» и «ЛНР» и как от них избавлялись: Валерий Болотов

Эксплейнер

«Новая газета» продолжает цикл публикаций о первом российско-украинском вооружённом противостоянии в Донбассе, которое стало предтечей сегодняшних боевых действий.

Мы уже поговорили о том, что предшествовало началу конфликта, который, по данным ООН, только в 2014–2016 годах унёс жизни 9574 человек. И рассказали историю первого «народного губернатора» «ДНР» Павла Губарева — радикального националиста, призвавшего в Донбасс российские боевые отряды, но отстранённого от власти после задержания Службой безопасности Украины. Сегодня говорим о первом лидере «Луганской народной республики» Валерии Болотове, чья судьба оказалась намного трагичнее.

Валерий Болотов. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

Валерий Болотов. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

5 апреля 2014 года по Сети разлетелась минутная видеозапись, на которой человек в камуфляжной форме, сначала скрывая лицо под балаклавой, а затем открыв его, говорит: «Штаб самообороны Юго-Востока обращается к жителям наших областей. Сегодня ночью были произведены аресты наших активистов, зачистки и обыски продолжаются. Милиция предаёт нас. Я, Болотов Валерий Дмитриевич, возглавляю общественную организацию «Союз ветеранов военно-воздушных войск Луганской области». Я лично принимал участие в сборе и доставке средств раненым бойцам «Беркута» (спецподразделение, оставшееся верным Януковичу и проводившему «зачистки» на Майдане.Ред.) и солдатам внутренних войск. Я призываю народ Юго-Востока выйти с открытым противостоянием. Мы не должны отступать. Это наша земля».

В интернете до сих пор можно найти десятки копий этого короткого обращения. А тогда, в разгорячённом начинающейся «Русской весной» Луганске, где едва ли не ежедневно проводились пророссийские митинги, оно оказалось в телефонах у всех активистов.

6 апреля к областному управлению СБУ стянулись сотни людей. Они закидывали здание камнями и дымовыми шашками, пытаясь прорваться внутрь. Милиция не смогла их сдержать. Да и особого сопротивления не было.

«В помещении оружейной комнаты было столько оружия, что хватило вооружить не один отряд. До сих пор у нас во взводе половина автоматов оттуда. Знаю, что в захваченной Донецкой ОГА повстанцы имели какие-то единицы стрелкового оружия, которое не афишировали, но массово люди взяли в руки оружие и захватили здание силового ведомства именно в Луганске», — вспоминал в 2019 году один из участников штурма.

Здание луганской областной администрация, пострадавшее в ходе боев 2 мая 2014 года. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

Здание луганской областной администрация, пострадавшее в ходе боев 2 мая 2014 года. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

Болотов стал первым публичным лицом луганского сепаратистского движения. И используя свои связи в ветеранских кругах, начал пробиваться к власти.

20 апреля он уже обращался к жителям области, поздравляя их с Пасхой. А следом — начал говорить и о судьбе «республики». «ДНР» в Донецке провозгласили ещё 7 апреля, и ожидалось, что Луганск пойдёт по этому же пути. Но Болотов считал иначе: на одной из встреч с журналистами он заявил, что республика в Луганске появится едва ли, штурма гражданских госучреждений быть не должно, а должна произойти «цивилизованная смена власти».

В пояснении Луганского оргкомитета по подготовке Народного схода громад, который должен был назначить референдум о статусе Луганской области, говорилось, что региону будет предложено три сценария: войти в состав РФ, войти в состав федеративной Украины или остаться в составе унитарной Украины.

На удивление,

глава ветеранской организации Болотов, ещё в 80-х участвовавший в вооружённом противостоянии в Карабахе, предлагал решить конфликт с Украиной не военным путём.

21 апреля «съезд территориальных громад», в который вошло 217 делегатов из 69 населённых пунктов Луганской области, избрал Болотова «народным губернатором». Регион был объявлен «временной автономией в составе Украины» — до проведения назначенного на 11 мая «референдума». Проект постановления о незамедлительном провозглашении суверенитета, предложенный одним из будущих полевых командиров «ЛНР» Алексеем Мозговым, был отклонён.

Первоначально «референдум» в Луганской области планировалось проводить в два этапа. На первом, 11 мая, жителям предлагалось определить, сохранит ли регион свой прежний статус или станет автономной областью. Если бы луганчане проголосовали за второй вариант, то на следующем этапе, 18 мая, они должны были бы выбрать: быть ли Луганской области независимым государством или войти в состав России.

Митинг Национально-демократической партии в солидарность Русской весны на Украине и в России. Фото: Евгений Гурко / Коммерсантъ

Митинг Национально-демократической партии в солидарность Русской весны на Украине и в России. Фото: Евгений Гурко / Коммерсантъ

Однако 28 апреля очередной «съезд территориальных громад» неожиданно сам провозгласил независимость «Луганской народной республики». И изменил вопрос для «референдума»: теперь жителям области предлагалось указать, поддерживают ли они создание нового «государства».

Сам «референдум» проходил с многочисленными нарушениями:

бланки для голосования оказались обычными бумажками формата А5 без всякой защиты, дополнительные списки также велись на обычных листках, а один человек мог проголосовать за всю семью.

В некоторых городах голосование и вовсе не проводилось.

Тем не менее «референдум» был признан состоявшимся: 96,2% проголосовавших «поддержали независимость ЛНР».

Подробнее о голосовании в Луганской области можно прочитать в материале


Уже через два дня после голосования «народный губернатор» Болотов был ранен. Притом не в бою. Неизвестные обстреляли его машину близ посёлка Изварино, в 60 километрах от Луганска. Пуля прошла по касательной, задев плечо. Власти самопровозглашённой республики объявили произошедшее местью Киева за референдум. В тот же день Болотов выехал на лечение в Россию.

17 мая он вернулся в Луганск, а на следующий день произошло два знаковых события: во-первых, парламент «ЛНР» назначил Болотова уже не «народным губернатором», а главой самопровозглашённой республики, а во-вторых, сам он объявил о «полной мобилизации» жителей подконтрольных сепаратистам территорий.

Во время войны, как и полагается, глава «республики» много говорил об «успехах»: об уничтоженном украинском Ил-76, на борту которого находилось 49 человек, о сдающихся украинских воинских частях. Однако, как сообщала «Новая газета»,

сам Болотов во время обстрелов Луганска моментально уезжал в Россию.

Как бы то ни было, война для него оказалась недолгой: 14 августа 2014 года, когда бои шли в 73 километрах от Луганска, не пробыв у руля «республики» и трёх месяцев, Валерий Болотов объявил о своей отставке. Он объяснил своё решение последствиями ранения. И передал власть «министру обороны ЛНР» Игорю Плотницкому.

Глава Луганской Народной Республики (ЛНР) Валерий Болотов. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

Глава Луганской Народной Республики (ЛНР) Валерий Болотов. Фото: Вадим Брайдов / Коммерсантъ

Однако спустя два года после отъезда с территории «республики» Болотов стал называть совсем другую причину ухода в отставку, буквально заявляя, что его «слили».

По словам уже бывшего главы «республики», Игорь Плотницкий саботировал его приказы: например, бойцы подчинённых Плотницкому батальонов якобы игнорировали распоряжение Болотова взять луганский аэропорт. А «полевые командиры» ЛНР, начинавшие переворот в Луганске, по его словам, были устранены внутренними врагами.

В скором времени после начала своей разоблачительной деятельности, 26 января 2017 года, Болотов встретился в Москве с являющимся сегодня главой «Общественной палаты ЛНР» Алексеем Карякиным и Валерием Гратовым — человеком с неоднозначной биографией, представлявшимся офицером ВДВ, но после пленения Украиной оказавшимся самозванцем. На встрече с Болотовым, по словам Гратова, они «обсуждали вопросы, связанные с ЛНР». «Посидели и разошлись». А на следующий день Болотов умер из-за острой сердечной недостаточности.

Позже супруга и многие соратники первого главы «ЛНР» заявят: они считают, что

Валерия Болотова отравили. Выяснится, что во время встречи с представителями самопровозглашённой республики он отходил за ребёнком. В это время в кофе якобы могли что-то подсыпать.

Но полноценного расследования этой версии не проводилось.

Активно увековечивать память Болотова в «ЛНР» начали лишь после ухода Игоря Плотницкого в отставку.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow